2 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза впервые было присвоено женщинам.
Герои и героини
За всю историю существования звания Героя Советского Союза оно присваивалось 12 776 раз, однако всего 95 раз этого высокого звания удостаивались женщины. Если среди мужчин существуют трижды и даже четырежды Герои Советского Союза, то среди женщин таковых нет — лишь Светлана Савицкая стала дважды Героем Советского Союза.
Трактовать это можно по-разному. Одни увидят в данном факте торжество мужского шовинизма, другие — нежелание советских мужчин подвергать своих дам риску, связанному с опасностью для жизни.
И поздний СССР, и современную Россию принято считать довольно архаичными в вопросах равенства полов. До американского торжества феминизма нам далеко.
А ведь были времена, когда западные феминистки смотрели на советских девушек с завистью.
В 1930-х годах в СССР женщины стремились ни в чём не уступать мужчинам. Если мужчины осваивали трактор, то рядом тут же обнаруживались женщины-трактористки, если мужчины штурмовали небо, то в авиации появлялись и женщины-пилоты.
Первыми Героями Советского Союза в 1934 году стали полярные лётчики, спасавшие челюскинцев. Нет ничего удивительного в том, что первыми женщинами Героями Советского Союза тоже стали лётчицы.
Женский экипаж
В середине 1930-х годов советские лётчики били мировые рекорды один за одним, шли на всё более сложные беспосадочные перелёты. В 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.
Женщины отставать категорически не хотели. В июне 1938 года самолёт ЦКБ-30 «Москва» с экипажем в составе Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой).
За успешный перелёт лётчикам были присвоены звания Героев Советского Союза.
План аналогичного полёта, но с женским экипажем к тому времени был у одной из лучших советских лётчиц Валентины Гризодубовой.
Тем же летом 1938 года Гризодубовой удалось получить разрешение на беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток.
У Гризодубовой была серьёзная конкурентка — Полина Осипенко. Как у одной, так и у другой было на счету несколько мировых рекордов. Скептики сомневались, что Гризодубова и Осипенко смогут работать в одном экипаже, однако предложение Полине стать вторым пилотом у извечной соперницы всё-таки было сделано. Осипенко на предложение ответила телеграммой: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелёте».
Третьим членом экипажа стала опытный штурман Марина Раскова, к тому времени тоже принимавшая участие в нескольких рекордных полётах.
На волоске судьба твоя…
Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.
Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.
После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.
В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.
Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. Но такой вариант грозил верной смертью штурману, находившейся впереди в стеклянной кабине. Марина Раскова получила приказ прыгать с парашютом.
После того как Раскова выпрыгнула, Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.
Поиск «Родины» не обошёлся без жертв
Где именно села «Родина», не знали ни сами лётчицы, ни те, кто следил за перелётом. На поиски самолёта были подняты лётчики-мужчины, таёжные охотники, военные.
Полёт завершился 25 сентября, а нашли лётчиц лишь несколько дней спустя. Причём мужское рвение привело к трагедии. 4 октября над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, столкнулись два самолёта, участвовавших в поисковой операции — «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами катастрофы стали 15 человек, включая напарника Коккинаки по недавнему перелёту Москва – Дальний Восток Александра Бряндинского.
Самое же трагичное состоит в том, что к этому времени «Родина» уже была обнаружена, так что ставшие роковыми вылеты не имели смысла, да и не были разрешены центром.
Что касается самих лётчиц, то они вернулись в Москву героинями. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).
2 ноября 1938 года за выполнение беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой были присвоены звания Героев Советского Союза.
И кому умирать молодым…
Судьба первых женщин, получивших самое высокое звание в СССР, сложилась по-разному.
Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Ей был 31 год.
Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны стала одним из идеологов создания женских лётных боевых частей, сформировав авиагруппу из трёх женских авиаполков, командиром одного из которых стала она сама.
Раскова погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. Ей было 30 лет.
Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После демобилизации работала в гражданской авиации, занимаясь вопросами испытаний радиоэлектронной аппаратуры.
Командира легендарной «Родины» не стало 28 апреля 1993 года. Ей было 83 года.