Судя по всему, выражение «как кошка с собакой» имеет все шансы смениться на другую идиому с тем же смыслом: «Как арабы с евреями». Нечто, подразумевающее глубинную, корневую, изначальную вражду без всякой надежды на примирение. Хотя реальная история взаимоотношений между ними свидетельствует чуть ли не об обратном.
Во всяком случае, та их часть, что началась примерно в X-IX вв. до нашей эры и длилась до конца XIX в. эры нашей, то есть без малого три тысячи лет. Не сказать, чтобы всё это время арабы и евреи жили душа в душу, но и особой вражды между ними не было. А временами случалось и такое, что современный наблюдатель воскликнул бы: «Не верю!»
Старт был дан, что называется, за здравие. Именно к X в. до нашей эры восходит предание о царе Соломоне и царице Савской. Первый был вполне историческим лицом, а вот насчёт второй имеется множество вопросов. Ясно только одно — контакт древнего Израиля и Сабейского царства, которое располагалось на территории нынешнего Йемена, был именно контактом, а не конфликтом. Впоследствии в Химьяритском царстве, что наследовало Сабейскому, в качестве государственной религии был принят иудаизм. Правда, произошло это уже на излёте существования царства и незадолго до возникновения ислама. Но факт есть факт — последний царь Химьяра, будучи арабом, принял иудаизм и принудил к тому же своих подданных.
По-соседски
В III в. до нашей эры на территории нынешних Иордании, Сирии и Саудовской Аравии было создано Набатейское царство. Отношения между Иудеей и этим государством будут в полной мере соседскими — этакий сплав из соперничества и сотрудничества. Омрачит их участие набатейских войск в величайшей трагедии Иудеи — взятии Иерусалима в 70 г. нашей эры императором Титом. Именно тогда был разрушен Храм — главная святыня еврейского народа, от которой сейчас осталась лишь знаменитая Стена Плача. Впрочем, на фоне того, что творили римляне, участие их союзников-арабов выглядело бледно: «В честь дня рождения брата императора много пленных иудеев было предано смерти. Только число погибших в боях с животными и сожжённых превышало 2500...» Всего же в ходе Иудейской войны и вскоре после неё римляне перебили более 1 млн евреев — около 50% населения Иудеи. А после очередного восстания император Адриан не только изгнал евреев из Иерусалима, но и отнял у города имя, назвав его Элия Капитолина. Заодно отняв имя и у всей провинции, — отныне Иудею было приказано называть Сирией Палестинской.
В то же самое время другая римская провинция — Аравия Петрейская, учреждённая на территории соперника Иудеи, Набатейского царства, процветала. Да и кочевые арабские племена одно за другим просили сделать их союзниками-федератами всемогущей Римской империи. Казалось бы — вот он, корень конфликта! Одним — казни, изгнание и репрессии, другим — процветание и перспективы... Как тут не зародиться зависти и ненависти?
Но всё не так просто. Евреи твёрдо усвоили формулу: «Враг моего врага — мой друг». Именно это стало поворотной точкой мировой истории. В 634 г. правитель Восточной Римской империи Ираклий I издал указ о принудительном крещении всех иудеев — как у себя, так и в союзных странах. Этому решению предшествовало пророчество, согласно которому державе Ираклия будет угрожать народ, практикующий обрезание.
А теперь — внимание. Именно в том году в пределы Восточной Римской империи вторглись «новые арабы». Приверженцы едва-едва появившейся религии — ислама. О том, что мусульмане тоже практикуют обрезание, Ираклий не знал. Но, обрушившись на евреев, сам себе подложил свинью. Мусульманская армия вторжения была массово поддержана евреями, напуганными перспективой насильственного крещения. Уже в 638 г. Иерусалим был после осады сдан халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Начиналась эпоха Халифата.
Золотой век
Сейчас в это не верится, но именно арабское владычество было для евреев «золотым веком». Общее правовое поле Халифата, распространившееся от Кандагара до Севильи, внезапно превратило преимущественно земледельческий народ, страдавший от изгнания, в самую эффективную нацию путешествующих торговцев, ростовщиков и финансистов. Немецкий историк Герман Грец, сын мясника-иудея, в своём монументальном труде «История евреев с древних веков до настоящего времени» утверждал, что юридическое и фактическое положение евреев в арабо-мусульманских странах было гораздо лучше, чем в христианских. Американский учёный Роберт Зельцер отметил ещё один важный факт. Между христианами и мусульманами отношения были как минимум недружественными и недоверчивыми. Евреи, к которым обе стороны относились с разной степенью терпимости, стали между двумя мирами Средневековья своего рода посредниками — прежде всего торговыми. Словом, налицо был настоящий расцвет еврейства в мировом масштабе — многие переселялись из «Земли Обетованной» в тот же Кордовский эмират вполне добровольно. Американский семитолог Абрахам Соломон Галкин называл этот период «великим слиянием»: «Поскольку была воспринята мусульманская цивилизация, и еврейское население усвоило арабский язык, постольку образовалась атмосфера, способствовавшая выработке новых ценностей и новых доктрин. Так евреи стали гражданами большого мира».
Забытый Сион?
Когда Халифат пал под ударами тюрков и монголов, в отношении евреев мало что поменялось. Мусульманские владыки Османской империи подтвердили все древние права и привилегии евреев и открыли для них свою державу. Сюда бежали евреи, изгнанные из Венгрии в 1376 г., евреи, изгнанные из Франции в 1394 г., евреи, изгнанные из Венецианской республики в 1420-х гг., евреи, изгнанные из Баварии в 1470 г. А когда в 1492 г. состоялось знаменитое изгнание евреев из Испании, султан Баязид II издал несколько документов. Своим чиновникам — указ: «Не отказывать во въезде евреям и не чинить им препятствий, но принимать их сердечно». Евреям — воззвание: «Взойти под покровительство наше, чтобы жить на лучшей из земель, каждый под своей лозой и ветвями своей смоковницы, с серебром и золотом, скотом и богатством...»
Однако во время расселения по просторам Халифата и во время обратной миграции — уже в пределы Османской империи, евреи конкретно в Палестину не рвались. К примеру, в Константинополе, столице Османской империи, доля еврейского населения в XVII-XIX вв. колебалась от 10 до 15%. А вот какой расклад в 1800 г. демонстрировал Иерусалимский санджак — территория привилегированная, управляемая непосредственно султаном. 270 тыс. мусульман, в основном арабов. 25 тыс. христиан — арабов и греков. И всего лишь 5 тыс. евреев. Хотя Иерусалим у священной горы Сион забыт, разумеется, не был.
Кульминация
В XIX в. на волне массового национального самоопределения наций в Европе национальное самосознание начинает пробуждаться и у евреев. Объединяющей идеологией для многих из них становится сионизм — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле.
Сперва это движение было очень робким. Ранний сионистский идеолог Ахад Гаам предупреждал, что новые еврейские поселенцы в Палестине ни при каких обстоятельствах не должны возбуждать гнев местных жителей. Ручеек еврейских поселенцев на Землю Обетованную шел очень небольшой. К концу XIX в. евреев в Палестине, по некоторым оценкам, было всего 50 тыс. человек. Всё переменили два масштабных события.
Первое событие было геополитическим — по результатам Первой мировой войны обрушилась Османская империя. Еще во время войны британские власти издали «декларацию Бальфура», в которой, пытаясь заручиться поддержкой еврейского населения Османской империи, объявили о планах создания «национального очага» в Палестине. После конца войны Палестина перешла под управление Великобритании. Помня о декларации, британцы начали способствовать сионистским организациям в переселении евреев в Палестину. Еврейское население Палестины начало расти.
Первоначально ни о каком отъеме земли у арабов речи не шло. Сионистские организации массово скупали землю у богатых арабских землевладельцев. Однако 14 мая 1948 года британцы вывели свою армию из Палестины, передав управление этими землями арабам и евреям. Уже на следующий день началась война, которая для евреев стала известна как война за независимость, а для арабов как «Накба» — «Катастрофа».
А будет ли финал?
И по сей день евреи и арабы спорят, кто же из них прав в этом конфликте.
Евреи утверждают, что на территории Израиля они жили задолго до появления там арабов. Что тысячи евреев (до 40% населения Израиля) были изгнаны арабами со своих земель в арабских странах в 1948-1970-х. гг. Что территории, приобретённые евреями в Израиле, несоразмерно меньше, чем утраченная ими в ходе этого изгнания недвижимость, да и материальные потери согнанных со своих земель палестинцев меньше потерь изгнанных евреев. Наконец, в самой религии евреев иудаизме говорится, что эта была обещана Иакову Богом как Земля Обетованная, которую он предназначает для евреев.
Арабы же утверждают, что они веками жили на этой земле после изгнания с нее евреев римлянами. Что евреи, вернувшись, постепенно лишали палестинцев их земли и грубо нарушали их права.
И никто уже не вспоминает, что когда-то два этих народа вполне мирно уживались на Земле Обетованной.