Примерное время чтения: 2 минуты
355

Чем штрафбаты отличались от строевых частей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Суперномер вопросов и ответов 15/04/2020
Категория:  События Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 15/04/2020
Ответ эксперта

Отвечает главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества Никита Буранов:

— Сразу хотелось бы сказать, что сложившийся благодаря кино и отчасти СМИ образ штрафных частей РККА периода войны насквозь мифологичен и не имеет ничего общего с реальностью. Сохранилось множество источников, в том числе воспоминаний тех, кто прошёл через штрафные части. Согласно им, и по вещевому довольствию, и по питанию, и по вооружению штрафные батальоны и роты ничем не отличались от обычных подразделений. Да, их ставили на наиболее угрожаемые участки — но на то они и штрафные части. В их задачи, как правило, входили классическая разведка боем, атака в первой линии, захват и удержание какого-либо пункта до прихода основных частей. Рассказы о том, что им, дескать, приходилось своими телами прокладывать дорогу в минных полях или в полный рост бежать на пулемёты, — ерунда. Атака штрафных частей ничем не отличалась от атаки обычных войск — штрафникам придавали артиллерию, миномёты, а в случае необходимости даже танки.

Если же говорить об эффективности их боевого применения, то, сравнив эффективность штрафников и гвардейских частей, мы увидим, что она примерно одинаковая. А вот дисциплина в штрафных частях была выше, чем в среднем по РККА. Сейчас это назвали бы «уставщиной» — строгим следованием уставу.

Кстати, штрафные части были созданы в РККА позже, чем в вермахте. Немцы озаботились этим в 1941 г., когда провалились их планы захвата Москвы. У нас же штрафные части были созданы после приказа № 227 «Ни шагу назад». За все годы войны через них прошли 427 тыс. человек. Это 1,24% от общей численности РККА.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах