Примерное время чтения: 11 минут
7021

Братская могила Атлантики. Что стоит знать о затонувшем «Титанике»

Завершающая стадия достройки «Титаника» в сухом доке Томпсона.
Завершающая стадия достройки «Титаника» в сухом доке Томпсона. Public Domain

14 апреля 1912 года, 110 лет назад, печально известный «Титаник» столкнулся с айсбергом. Со временем его гибель стала синонимом масштабной катастрофы и практически любого кораблекрушения. АиФ.ru собрал семь любопытных фактов о «Титанике».

1. Плод отчаянной конкуренции

В начале XX века конкуренция между судоходными компаниями становилась острее с каждым годом. «Соревнования» шли и в скорости, и в масштабе. Получение «Голубой ленты Атлантики» — приза за самое быстрое пересечение океана — работало лучшей рекламой компаний. Число перевозимых пассажиров и грузов тоже расло не по дням, а по часам. Наложившись на промышленную революцию, эти факторы ускоряли гонку судостроителей. В эти годы буквально на глазах «пухли», становясь все больше, и боевые линкоры, и грузопассажирские лайнеры.

Среди последних основная конкуренция шла между британскими компаниями Cunard Line и White Star Line. Какое-то время (первое десятилетие прошлого века) лидером были Cunard Line с транспортами «Лузитания» (около 44 тыс. тонн водоизмещения) и «Мавритания» (около 33 тыс. тонн). Превзойти конкурента White Star Line решила сразу по всем пунктам, запланировав постройку трех гигантских лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Гигантика» (более 52 тыс. тонн каждый).

Названия обоих были взяты из древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть масштаб кораблей и претензии кораблестроителей.

2. Детский труд

Постройка невероятных по тем меркам лайнеров шла в Ирландии. В создании «Титаника» — второго из всей «троицы» — принимало участие более полутора тысяч строителей. Работали и дети, нанимали даже 12-13-летних мальчишек. Им приходилось заниматься заклепками для корабля. Детям нужно было разогревать их в печах до более чем 900 °С, а потом тащить к месту сборки. Несчастных случаев во время постройки корабля происходило немало. Несколько рабочих упали со строительных лесов, более 200 получили травмы. Впрочем, тогда подобные травмы на производстве (тем более на таком «масштабном» проекте), были частыми.

«Титаник» на стапеле перед спуском на воду в 1911 г.
«Титаник» на стапеле перед спуском на воду в 1911 г. Источник: Public Domain

3. Дату пришлось изменить

На воду «Титаник» спустили еще 31 мая 1911-го года. Посмотреть на (удачно подходящее здесь слово «титанический») лайнер пришла почти сотня тысяч зевак. У моряков есть обычай — разбивать бутылку шампанского о корабль, чтобы судно ожидал добрый путь. Но компания, создавшая «Титаник», этот обряд не одобряла, и ни один из их кораблей не был «посвящен в мореплаватели» таким образом.

Выйти в плавание «Титаник» должен был 20 марта 1912 года. К этому моменту первый лайнер подобного типа — «Олимпик» уже бороздил океан. Но случилась авария — из-за ошибок экипажа и ряда малоизученных (тогда еще) физических явлений «Олимпик» столкнулся с крейсером. В столкновении никто не погиб, но «Олимпику» требовался ремонт.

White Star Line пришлось отозвать более 1000 рабочих с «Титаника», чтобы починить его собрата. Отправление «Титаника» в итоге перенесли на 10 апреля.

А выводы, сделанные после столкновения «Олимпика» с крейсером, еще сыграют свою роль в судьбе «Титаника».

«Титаник» сходит со стапеля, 1911 г.
«Титаник» сходит со стапеля, 1911 г. Источник: Public Domain

4. Шелка, золото и собственная палуба

Многие знают из одноименного фильма, что на «Титанике» комфортно жилось далеко не всем пассажирам. Каюты делились на три класса. Первый класс купался в роскоши. Богатым путешественникам были доступны шикарные каюты, плавательный бассейн, корт для игры в сквош, прекрасный ресторан, два кафе, гимнастический зал. Интерьер для гостей из первого класса создавался из красного дерева и шелка, отделку довершала позолота. На стенах кают висели картины, и каждая комната была оборудована кнопкой вызова стюарда. В самых дорогих номерах кровати были застелены шелковым бельем, а в некоторых комнатах были смонтированы электрические камины, проведены розетки для ночников, вентиляторов и ламп. Для сравнения: стены кают третьего класса представляли собой просто крашенную в белый цвет сталь.

Самыми дорогими номерами были люкс-апартаменты. Каждый из них состоял из гостиной, двух спален, гардеробной, ванной, туалета, а впридачу шла еще и собственная прогулочная палуба в 15 метров длиной. Ее оборудовали для того, чтобы самые важные гости не пересекались с остальными пассажирами, если они того не желали. В одном из таких номеров разместилась олигархиня того времени Шарлотта Кардезе с сыном, а в другом — директор той самой White Star Line.

Люкс-апартаменты на «Титанике».
Люкс-апартаменты на «Титанике». Источник: Public Domain

5. Спасение гарантировалось не всем

Когда «Титаник» только готовился отплыть в свой первый и последний путь, в прессе судно провозгласили непотопляемым.

Корпус корабля разделен на 16 водонепроницаемых отсеков. Проектировщики сочли, что затопление любых двух отсеков (или четырех смежных с носовой или кормовой части) не приведет к потоплению корабля. И, казалось, столкновение «Олимпика» с крейсером эти расчеты подтвердило — у «Олимпика» было повреждено два отсека, но корабль спокойно продолжил плавание. Впоследствии окажется, что айсберг был куда более серьезной проблемой, чем небольшой крейсер.

Как выяснилось, еще одной ошибкой стало то, что отсеки были созданы просто путем установки переборок — грубо говоря, водонепроницаемых стенок поперек корпуса корабля с герметичными дверьми. На тот момент это было действительно очень прогрессивное новшество — но не без недостатков. Так, сверху эти отсеки не были перекрыты. Поэтому при сильном крене угол наклона становился таким, что вода из одного отсека просто через верх переливалась в другой. И это тоже сыграет свою роль при крушении.

Но на стадии проектирования и постройки имеющиеся решения были сочтены достаточными — никто не верил в то, что кораблекрушение в принципе возможно. Отчасти поэтому «Титаник» полагалось оснастить лишь 20 спасательными шлюпками. В них могло поместиться только 1178 человек — это меньше половины пассажиров парохода, который был рассчитан на 2556 гостей и 908 членов экипажа.

Спасательные шлюпки в носовой части верхней палубы «Титаника».
Спасательные шлюпки в носовой части верхней палубы «Титаника». Источник: Public Domain

6. 4 дня жизни

10 апреля 1912 года из Саутгемптона он отчалил в Атлантический океан навсегда. Предполагалось, что 17-го апреля лайнер подойдет к Нью-Йорку. На борту находилось 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. Справедливости ради надо отметить: капитан Эдвард Смит предполагал, что на пути корабля может оказаться айсберг, поэтому приказал экипажу держать курс южнее обычного маршрута. Но это не помогло.

14 апреля в 23.39 айсберг увидел вперёдсмотрящий Фредерик Флит. Увы, заметил он его слишком поздно. По одной из версий, это был айсберг — «перевертыш». Это айсберги, которые, в силу частичного таяния, переворачиваются вверх той частью, что была под водой — а эта часть гораздо темнее, и заметить его ночью довольно трудно.

Дело было не только во времени, когда айсберг увидели. Огромная скорость и габариты «Титаника» делали его маневры очень медленными. Корабль — не машина, он не может быстро сменить направление, тем более остановиться. Исполинское судно даже после всех предпринятых мер по уклонению какое-то время шло на сближение с айсбергом. В итоге «Титаник» правым бортом по касательной столкнулся с айсбергом, но этого хватило, чтобы край огромной льдины буквально разодрал борт корабля.

Напомним, лайнер должен был оставаться на плаву при повреждении даже четырех смежных отсеков. Айсберг повредил пять. Жить «Титанику» оставалось меньше трех часов.

На борту находился сам конструктор корабля — Томас Эндрюс. Ознакомившись с повреждениями, он вынес неутешительный вердикт — гибель неизбежна. Неловкие действия экипажа (пассажиры даже не понимали, что лайнер гибнет, считая эвакуацию учениями), ошибки при строительстве, недостаток спасательных средств, ледяная вода северной Атлантики — хрестоматийно известная цепочка самого известного кораблекрушения — привела к гибели почти полутора тысяч человек. Спаслось меньше половины — 712 человек.

7. До сих пор на дне

Обломки лайнера покоятся на глубине в 3750 м. Точное место захоронения «Титаника» было найдено в 1985-м году экспедицией Роберта Балларда. С этого времени частично останки корабля поднимали на поверхность. Но сейчас, по большому счету, это две (корабль тонул, разломившись пополам) огромных груды металла, которые пожирает коррозия. По оценке ученых, остов «Титаника» окончательно распадется на мелкие фрагменты на рубеже XXI-XX веков. То есть примерно к двухсотлетию своей гибели.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах