22305

«Божий страх» и писк моды. Почему возвращается популярность советских вещей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Когда появятся таблетки «от старости»? 15/09/2021
Манекенщицы Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) демонстрируют платья из новой коллекции Лето-1966 на Красной площади в Москве. На втором плане - храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы).
Манекенщицы Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) демонстрируют платья из новой коллекции Лето-1966 на Красной площади в Москве. На втором плане - храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы). / Александр Макаров. / РИА Новости

«Умный дом» в СССР разработали ещё в 1980 г. В нём можно было управлять техникой голосом, там были компьютер, видеотелефон», – говорит Александра Санькова, директор Московского музея дизайна и эксперт документального интернет-­сериала «Советский дизайн», который сняли на Киностудии им. Горького.

Тест для кресла

История советского дизайна совсем не похожа на западную. Там дизайн служил одним из основных средств продвижения товаров в конкурентной борьбе. В СССР рыночной борьбы не было. Так какая роль отводилась дизайну?

– Руководство молодой Страны Советов призывало отвергать царское прошлое. И в начале 1920-х гг. за дело взялись конструктивисты. Люди переходили от индивидуального быта к быту коммунальному, общественному, питались в столовых, сдавали детей в сады, жили в коммуналках или домах-коммунах. В 1925 г. на Международной выставке в Париже СССР показал конструктивистский павильон Константина Мельникова. Все были в восторге. Но вскоре конструктивизм у нас был признан идеологически чуждым явлением, и поиски новых форм для привычных бытовых вещей стали менее активными. 

Манекенщица Общесоюзного Дома моделей одежды (ОДМО) Л. Миронова демонстрирует пальто из новой коллекции
Манекенщица Общесоюзного Дома моделей одежды (ОДМО) Л. Миронова демонстрирует пальто из новой коллекции "Зима-1968" на Соборной площади. На втором плане - Благовещенский собор Московского Кремля (XV век). Фото: РИА Новости/ Виктор Чернов.

Дизайн вернулся в жизнь страны после Великой Отечественной. В 1962 г. вышло постановление Совета минист­ров об улучшении качества товаров народного потребления. Маленькая жилплощадь требовала мебели нового типа, потому что огромные шкафы, которые спокойно помещались в сталинках, в хрущёвках съедали половину жилого пространства. Так в советский дизайн вошёл функционализм: компактная мебель, столики на откручивающихся ножках, кресла с деревянными подлокотниками – очень, кстати, достойный предмет мебели. Прогиб, наклон спинки были высчитаны при помощи учёных и протестированы на фокус-группах. На стены тогда часто вешали ковры, которые выполняли сразу две функции – шумоизоляции и сохранения тепла в комнате.

Мебель в СССР разрабатывали во Всероссийском проект­но-конструкторском и технологическом институте мебели. На выставках показывали авторские прототипы, но до покупателя они не доходили. Художественно-технический совет утверждал разработку, а дальше надо было внедрять это в производст­во. И тут начиналось: «Фурнитуры такой нет, краски не предвидится, скобы не производим». В итоге на свет появлялось ­нечто не самое эстетичное, но полезное в быту. 

Как облагородили «скотовозки»

В СССР ставшего модным в перестройку слова «конверсия» никто не знал, при этом табуретки могли строгать на заводе, который выпускал спутники, в цехах, где штамповали гильзы, выплавляли вазы, а завод броне­танковой техники выпускал ­игрушечные военные наборы.

– Одной из знаковых фигур советского дизайна был Юрий Соловьёв. После войны он пришёл к руководителю машиностроительной отрасли – у того был очень аскетичный кабинет. Соловьёв предложил его оформить более интересно. Но начальник отмахнулся, сказал, что лучше бы Соловьёв облагородил пассажирские вагоны. Их тогда составляли из вагонов, которые в народе прозвали «скотовозками», в них даже сидений не было. Соловьёв придумал плацкарт с откидными полками и более дорогие купейные вагоны. 

Как-то Соловьёв организовал приглашение в СССР знаменитого американского дизайнера Раймонда Лоуи. Тот заключил контракты с «Зенитом», ЗИЛом, «Москвичом» и представил свои проекты. Что тут началось! Чиновники закричали: «Этот американец ничего не понимает в нашей технологии!» Модификации Лоуи были применены в минимальном виде лишь при производстве холодильника ЗИЛ.

Бывали случаи успешного сотрудничест­ва дизайнеров с промышленным производством. В СССР был разработан самый большой в мире супермощный карьерный самосвал БелАЗ. Совет­ский фарфор был дей­ствительно нашей гордо­стью. Например, ваза «Кристалл» получила награду на выставке в Брюсселе в 1958 г. Или самовар «Спутник», который был и правда похож на спутник: этакий сплав русского и советского. К самовару прилагались заварочный чайник и поднос. Вот только стоил он целых 17 руб. Возможно, поэтому «Спутник» особым спросом у населения не пользовался, но его часто дарили в качестве сувениров космонавтам или западным гостям.

Кто придумал «умный дом»

Существовал в СССР и отдел перспективного проектирования. Его сотрудники пытались пред­угадать, какие из товаров будут востребованы лет через 20. Кто-то из инженеров придумал такси вагонной компоновки, в которое можно было легко закатить дет­скую коляску-люльку. Кто-то предлагал уже тогда внедрить раздельный сбор мусора.

– В 1980 г. на суд публики был представлен «умный дом» СФИНКС – футуристическая разработка жилища будущего. Плоские экраны были не только у центрального компьютера, но и у видео­телефонов. Но тут в битву с молодыми дизайнерами вступил отдел эргономики. Чиновники утверждали, что плоский телефон никогда не пойдёт в производство, потому что… его неудобно прикладывать к круглой голове. В «умном доме» можно было управлять техникой голосом, там были центральный процессор, объёмное хранилище данных, видеотелефон, шаровидные колонки. Для того времени это были невероятные технологии. 

«Брюки превращаются…»

За моду в СССР отвечал Обще­союзный дом моделей, в подчинении у которого находились 12 региональных домов моды.

– Дом моделей продавал чертежи-выкройки на фабрики по всему СССР. Но фабрики модные вещи упрощали – заменяли ткань и фурнитуру, шили как умели. Вот, к примеру, вошла в моду болонья. СССР закупает болоньевую фабрику, производит ткань огромными партиями. В итоге у миллиона человек висели в шкафу одинаковые болоньевые плащи. Такая же история с плюшем.

А в 1960-х гг. в Легпром пришла модельер Алла Левашова. Она предложила по одной выкройке шить разные модели: что-то с коротким рукавом, что-то – с длинным, что-то – с оборками, что-то без. Отшивали до 500 штук в одной партии. Сшитые из одинаковой болоньи пальто украсили разными орнаментами, а некоторые даже утеплили. Так на улицах СССР появились первые лимитированные вещи. Раскуплены они были в момент.

Левашова пыталась сделать моду доступной для совет­ских женщин, писала письма в Министерство лёгкой промышленности, некоторые даже в стихах. Убеждала чиновников: «У нас такие ночные сорочки, такие халаты женские продаются, что у людей семьи рушатся!» Дамы наши тогда действительно дома одевались в стиле «страх божий», такое сейчас даже на огород не наденут. Левашовой удалось добиться выпуска симпатичных пижам. А мужская мода по-прежнему ограничивалась невзрачными пальто и пыжиковыми шапками.

В 1970-е и женщины, и мужчины стали «сходить с ума» от джинсов, и наши фабрики пытались производить нечто похожее на то, что люди видели в западных фильмах. Большим спросом пользовалась синтетика. Капрон – самый писк! Олимпиада-80 ввела в моду спортивный стиль и знаменитые кеды «Два мяча», в которых щеголяла молодёжь. Но самое массовое производство приходилось всё-таки на спец­одежду – халаты, костюмы. В чёрных, серых, синих халатах и костюмах ходили все рабочие, кладовщики, продавщицы, строители. Все школьники тоже были в одинаковой форме.  

Конечно, можно ругать советский дизайн за серость, безликость, минималистичность, но в качестве ему уж никто не откажет! Сейчас пошла мода на советский винтаж не только среди тех, кто родился в СССР, но и среди молодёжи. И задачу сериала «Советский дизайн» я как раз вижу в том, чтобы сохранить нашу историю, наши культурные коды. Советский дизайн – важная часть материальной культуры нашей ­страны.

Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество