aif.ru counter
7730

Крылатый богатырь. Как защищал Россию первый бомбардировщик «Илья Муромец»

12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 г. временно управляющий Военным министерством России подписал приказ о создании специальной воздухоплавательной части. Этот день стал праздником ВВС России.

С-22 «Илья Муромец»
С-22 «Илья Муромец» © / Commons.wikimedia.org

О начале столетней истории нашей военной авиации рассказывает Алексей Солдаткин, старший научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил.

Первые асы

- Накануне Первой мировой войны, в августе 1914 г., Императорский военно-воздушный флот России насчитывал 244 аэроплана. У основного противника - Германии - было 232 самолёта. Первым вооружённым воздушным кораблём в России был четырёхмоторный «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского.

У этого первого в мире тяжёлого бомбардировщика насчитывалось от 4 до 8 пулемётов плюс полтонны бомб. «Муромцев» построили 79 штук. До выхода России из войны в 1918 г. они совершили 400 боевых вылетов. Прочие аэропланы на момент начала Первой мировой войны были вооружены разве что револьвером пилота, а в качестве пассивной защиты имели зачастую... чугунную сковородку, которой авиаторы пытались прикрываться от пуль противника.

«Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя» (на фото). Commons.wikimedia.org

В 1915 г. появился синхронизатор - механическое устройство, позволявшее вести пулемётный огонь через круг вращения воздушного винта, не попадая в его лопасти. Стали появляться первые асы - на Западном фронте так называли пилотов, сбивших 7 вражеских самолётов, на русско-германском - 5. Имена русских асов Александра Казакова (32 сбитых самолёта), Евграфа Крутеня (17), Павла Аргеева (15) тогда гремели по всей России. Всего у нас было 26 асов, большая часть которых после Октябрьской революции оказалась на стороне белых.

Гвозди и спирт

Все годы Гражданской войны красные и белые использовали в небе наследие царской России, порой собирая один действующий аэроплан из двух-трёх. Нефтяные месторождения, известные на тот момент, оказались на территории ставшего независимым Азербайджана, так что авиаторы изворачивались как могли. В бензобаки заливали спирт (порой коньячный!), эфир, керосин, бензол, толуол...

На протяжении всей Гражданской нередким явлением были «перелёты» из одного стана в другой. В первые годы войны чаще красные военлёты перелетали к белым, в последние - наоборот. Некоторые могли менять окопы по 2-3 раза. Расстреливали за такие художества редко: авиаторы были на вес золота. Чтобы помешать «перелётчикам», красные зачастую сажали в заднюю кабину двухместного аэроплана комиссара с маузером.

Когда в 1919-м на Москву шла конница Мамонтова, начальник лётной школы Юрий Братолюбов с тремя безнадёжно устаревшими «Фарманами» так напугали лошадей белогвардейцев, что наступление провалилось. Чтобы деморализовать ещё и седоков, красные бросали на них бомбы и... крупные гвозди. А в 1920-м авиация Врангеля проделала то же самое с кавалерией красного комкора Жлобы.

Гражданская война в воздухе закончилось тем, что авиация в России практически перестала существовать. В 1922 г. с военной службы были списаны последние бомбардировщики типа «Илья Муромец», после чего от Императорского военно-воздушного флота России не осталось вообще ничего. Началась история советских ВВС. Впрочем, это уже совершенно другая история, продолжающаяся и сегодня на наших глазах.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (5)
  1. Влад 57
    |
    12:29
    08.08.2012
    0
    +
    -
    'Это не интересно,интересно чем она закончится Хотя похоже она уже закончилась
  2. Ваня тихий
    |
    12:55
    08.08.2012
    0
    +
    -
    С чего она начиналась мы знаем. И как она развивалась и была передовой в МИРЕ ! И как её НЕ стало это мы то же знаем!!!
  3. Во
    |
    01:23
    09.08.2012
    0
    +
    -
    надоело язычество ныть чтоб не сглазить?! дайте цифры сколько за три года поставлено в части як 130, су 34,су 30_штук 60? и вертолетов штук 150? для ОБОРОНЫ хватит 2 100 самолетов или у комментаторов цель завоевать американские поля с кукурузой?
  4. Ваня тихий
    |
    16:07
    12.08.2012
    0
    +
    -
    Погуглите"Дорога в Сочи обошлась втрое дороже пути на Марс". Очень интересно. Фото,с Марса, завораживают. А в РФ этих денег хватает на 16 км дороги Адлер-Красная Поляна.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  2. Кто такая Ирина Богачева?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ