Чешская столица жила «под немцем» с 1939 г. и на жизнь, в общем-то, не жаловалась. Восстание началось только 5 мая
К началу 1945 г. под ружьём у бывшего генерал-лейтенанта Красной армии Андрея Власова была лишь одна дивизия Русской освободительной армии (РОА). В середине апреля она самовольно снялась со своего участка на Восточном фронте и пошла на запад сдаваться в американский плен. 6 мая дивизия подошла к Праге.
Вероятно, решение помочь чешским патриотам было продиктовано инстинктом самосохранения. Власовцы уже знали, что по Ялтинским соглашениям англичане и американцы обязаны выдать их СССР. Но факт остаётся фактом — дивизия РОА вступила в бой с немцами, захватила аэродром, а к вечеру, потеряв 300 человек убитыми, заняла почти всю Прагу. Чехи засыпали «русских освободителей» цветами, в окнах домов появились портреты Власова...
Впрочем, как только немецкая угроза ослабла, умные головы в чешском сопротивлении поняли, что приняли помощь от дьявола. Изображения Власова в пражских окнах сменили портреты Конева и Сталина. А тут ещё в город пожаловали американцы. Вообще-то они следовали в штаб немецкого фельдмаршала Шёрнера, чтобы сообщить тому о подписании в Реймсе протокола о капитуляции Германии. Попутно янки сообщили власовцам неприятную новость: на Прагу американцы не пойдут.
Утром 8 мая части дивизии в полном составе начали отход на запад. Причём власовцы и немцы, только что стрелявшие друг в друга, шли по одной дороге и в одном направлении — к американцам.