28 июня произошло два события: открывшее путь к Первой мировой войне и положившее ей конец. Первое - убийство в городе Сараеве австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда - случилось в 1914 г., второе - Версальский мир, завершивший Первую мировую, в 1919 г. Последствия обоих Европа (да и не одна она, а мир в целом) расхлёбывает по сей день.
«Это не мир, это перемирие на 20 лет». «Это не мир, а условия, продиктованные разбойниками с ножом в руках беззащитной жертве». Эти фразы, увы, оказались пророческими.
Автор фразы о перемирии - главнокомандующий войсками Антанты, маршал Фердинанд Фош. Автор фразы о разбойниках - Владимир Ленин. Эти двое, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Фош лелеял планы по завоеванию Советской России. И даже был организатором военной интервенции в наши края во время Гражданской войны. Ленин же мечтал, что «революционный пожар перекинется на Европу».
Оба этих политических противника сходились в одном: Версальский мир - конструкция крайне неустойчивая. И даже опасная. Фош, будучи военным теоретиком и проницательным стратегом, угадал почти точно. Вторая мировая действительно началась ровно через 20 лет после Версаля. Вернее, на два месяца позже - 1 сентября 1939 г.
А ведь как славно всё начиналось… Президент США Вудро Вильсон, один из инициаторов Парижской конференции, в ходе которой и был подписан договор, неоднократно заявлял, что «данный документ станет гарантией мира во всём мире». Однако в Европе после Версаля начались серьёзные проблемы.
До войны она была более или менее единой. Или скорее поделённой между крупными империями - Германией, Россией, Францией, Австро-Венгрией, Италией. Во всяком случае, основные принципы современного Евросоюза - единое юридическое пространство, свободное передвижение людей и капиталов - обеспечивались безукоризненно. Разве что Российская империя унижала себя сохранением системы паспортов и виз. В 1919 г. владыки «нового мира», победители, подписавшие Версальский договор, нарезали европейские границы, руководствуясь принципом «пусть каждый народ наконец-то имеет своё национальное государство». Принцип благой. Но во что это вылилось?
В результате «титульные нации», освободившись от «страшного гнёта империй», устроили на своих новых землях нечто непотребное. Об этом предпочитают молчать. Но куда девать геноцид русских в Финляндии? Угнетение немцев в Эльзасе, Лотарингии и Рурской области? Издевательства над украинцами, белорусами и теми же немцами в Польше? Полный кавардак в наспех созданной Югославии, состоящей из ненавидящих друг друга сербов, хорватов, боснийцев и албанцев?
Складывается впечатление, что Версальский мир легализовал одно, но пламенное желание многих европейских народов: они устали составлять «единую Европу» и снова захотели разделиться на племена - стать венграми, поляками, латышами, эстонцами, финнами, румынами, французами… И безжалостно давить всех, кто в эти племена не укладывается. И внезапно Европа оказалась окутана сетью государств с националистическими, а то и откровенно фашистскими режимами - от Португалии с диктатором Салазаром на западе до Латвии с диктатором Ульманисом на востоке (см. инфографику). Парадокс: только Гитлер пришёл к власти демократическим путём. Все остальные - путём переворота. И все эти режимы начали готовить новую мировую мясорубку.
Расплачиваться за общеевропейскую бойню тогда заставили Германию. Цена была впечатляющей - 269 млрд золотых марок (примерно равняется 100 тыс. тонн чистого золота). Хотя первой официально объявила войну Австро-Венгерская империя, с неё взятки были гладки - такое государство по условиям Версальского договора было навсегда вычеркнуто из истории. А вот немцы последний транш по репарациям столетней давности выплатили всего лишь 4 года назад. 70 млн евро. «Единая Европа» строга. И взыскивает долги без всяких скидок.
Отзвуки того поспешного договора довольно громко звучат и сейчас. Во вновь независимых государствах - Латвии, Литве и Эстонии - проводятся марши нацистов. Националистические настроения сильны во Франции, Венгрии и Румынии.
Появились национал-сепаратисты в Испании, Англии и Италии.
Что, снова устали от «единой Европы»? Готовы разделиться на племена? Ищете врагов на Востоке? Вам не кажется, что мы всё это уже проходили?