Мальчик из семьи вольнодумцев
В жизни Михаила Александровича Бакунина было всё: революции, тюрьмы, ссылки, успешные побеги. Пожалуй, не было только одного — возможности практической реализации тех идей, за которые он так непримиримо боролся.
Будущий революционер родился 30 мая 1814 года в семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой).
Отец Михаила Александр Бакунин был известным поэтом и публицистом, который превратил своё имение Прямухино в настоящий культурный центр. Его посещали философы, литераторы и учёные, среди которых были такие знаменитые личности своего времени, как Виссарион Белинский, Николай Станкевич и многие другие.
Михаил с детских лет привык к вольнодумным речам, и вряд ли стоит удивляться, что его взгляды на жизнь разительно отличались от общепринятых в николаевской России.
Родители хотели дать сыну хорошее образование, и в возрасте 15 лет Михаил Бакунин стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. В первые годы, несмотря на достаточно поверхностное отношение к учёбе, Михаил успешно осваивал азы военной службы. Но в 1834 году, когда Бакунин перешёл на учёбу в «офицерские классы», он достаточно дерзко повёл себя с начальником училища и был отчислен.
В звании прапорщика Бакунин около года прослужил в армии, после чего ушел в отставку, сказавшись больным.
Эмиграция на деньги Герцена
Бакунин отправился в Москву, где занялся изучением немецкой философии. Вскоре он стал одной из самых заметных фигур в кругу либерально настроенной интеллигенции, несмотря на то, что нередко конфликтовал даже с единомышленниками.
Однако атмосфера николаевской России казалась молодому интеллектуалу слишком удушливой, и он решил уехать за границу для дальнейшего изучения немецкой философии.
Отец, которому не слишком импонировали взгляды и образ жизни Михаила, тем не менее, поездку одобрил, но денег на неё не дал. Помог Бакунину осуществить мечту Александр Герцен, выдавший молодому философу 2000 рублей бессрочной ссуды.
В течение двух лет Бакунин изучал философию в Берлине, а затем написал родным, что в Россию не вернётся. Если на Родине после восстания декабристов о революционных изменениях никто не помышлял, то в Европе царили прямо противоположные настроения. Бакунин с радостью вступил в круг европейских революционеров.
О его тесных связях с «бунтарями» становится известно в России, и царское правительство требует его возвращения. После отказа Бакунин заочно лишается дворянства и приговаривается к каторге.
В середине 1840-х Бакунин живёт в Париже, лично знакомится с Прудоном и Марксом, активно печатается в либеральной прессе.
В 1847 году Бакунин снова сильно разгневал российские власти, произнеся антиправительственную речь на банкете в честь участников Польского восстания 1830 года.
Покаяние «смертника»
По настоянию русских властей Бакунин был выслан из Парижа в Брюссель, однако в 1848 году вернулся и принял активное участие в революции, вспыхнувшей во Франции.
Правда, активная работа Бакунина по организации парижских рабочих показалась соратникам излишним радикализмом, и его отстранили от участия в принятии решений.
Впрочем, в кипящей революционной Европе Бакунин оказался на вес золота. Он стал одним из лидеров Пражского народного восстания, а после его подавления возглавил восстание в Дрездене.
Революционер выступает с идеей всеславянского союза европейских государств, освобождённых от монархической тирании.
Впрочем, и восстание в Дрездене заканчивается поражением, после чего Бакунин вынужден бежать. Однако вскоре он оказывается в руках властей Саксонии, которые приговаривают его к смертной казни. В 1851 году также осуждён к смертной казни австрийскими властями, однако приговор был заменен на пожизненное заключение.
Казалось бы, разве может быть хуже? Но после этого Австрия передала Бакунина царскому правительству, и революционер-беглец оказался сначала в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем в Шлиссельбургской крепости. Здесь Бакунину пришлось написать произведение «Исповедь», в котором он изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос. По сути, данная работа была вынужденным покаянием за революционную деятельность, навязанным царским правительством. До 1857 года он находился в заключении, а затем влиятельные родственники смогли добиться замены заключения ссылкой в Сибирь, откуда Бакунин бежал в 1861 году, чтобы уже никогда не вернуться в Россию.
Против Маркса
Поселившись в Англии и став одним из издателей русского оппозиционного «Колокола», Бакунин активно занимается теоретической работой. Выступая за уничтожение существующих государств, он видит будущее за мирными федералистическими объединениями, созданными по инициативе снизу рабочими и крестьянами.
В 1864 году Бакунин вступил в созданный Карлом Марксом I Интернационал, где очень скоро стал одним из главных оппонентов его создателя.
Два гиганта революционной мысли, даже внешне чем-то похожие друг на друга, расходились в своих представлениях о будущем. Бакунин категорически отвергал необходимость «диктатуры пролетариата» считая её угрозой всему делу социальной революции и предпосылкой возврата к авторитаризму.
На месте разрушенных централизованных государств, по замыслу Бакунина, должна возникнуть федерация коммунистических общин, где не существует зафиксированного на бумаге закона.
Концепция Бакунина, получившая название «анархо-коллективизм», имела большое количество сторонников среди европейских и русских революционеров.
Была у противостояния Маркса и Бакунина ещё одна причина. Бакунин, сторонник панславянизма, считал, что главными носителями идеи централизованного государства являются германские народы. Таким образом, немец Маркс оказывался «естественным оппонентом» для Бакунина, мечтавшего о свободной славянской федерации.
Смерть анархиста
Расхождения во взглядах не помешали Бакунину перевести на русский язык одну из самых известных работ Маркса — «Манифест Коммунистической партии».
Сам Бакунин полагал движущей силой революции беднейшие слои рабочих и крестьян, а главным способом пропаганды — постоянные мелкие восстания и бунты, называя их пропагандой фактами.
В самом конце жизни, в 1873 году Бакунин написал свой главный труд, повлиявший на умы многих русских революционеров начала XX века — «Государственность и анархия. Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих».
В последние годы жизни Бакунин пытался заниматься «пропагандой фактами» в Италии, однако сколько-нибудь значительные крестьянские выступления ему организовать не удалось.
Подорванное перипетиями революционной борьбы здоровье Бакунина серьёзно пошатнулось. Он умер 1 июля 1876 года в больнице для чернорабочих в швейцарском Берне, сознательно отказываясь от пищи в течение последней недели своей жизни. Его похоронили на местном кладбище Бремгартен.
В одной из работ, оппонируя сторонникам революционной диктатуры, Бакунин заметил: «Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам царь». Надо отдать должное Михаилу Александровичу — опыт XX века во многом подтвердил его правоту.