В отделении реанимации в одной из клиник МЧС России в Петербурге появился новый иностранный сотрудник по имени Виолетта. Она отлично справляется с самой разной работой: совершает обход больных, слушает сердце и лёгкие пациентов, проводит ультразвуковое исследование и многое другое. Такие сотрудники, как Виолетта, раньше не работали ни в одной больнице России, однако новичка быстро полюбили и врачи, и пациенты отделения. Имя «Виолетта» иностранке дали врачи клиники. Настоящее имя новой сотрудницы — RP-Vita, и она — робот.
Виолетта из Америки
Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России в Петербурге — первое медицинское учреждение в стране, где появился робот-врач для осмотра больных. Он помогает врачам в отделении реанимации. Благодаря такому роботу врач может провести полноценный осмотр пациента, находясь при этом в любой точке земного шара. В Америке, где был создан PR-VITA, подобные роботы являются редкостью, а в России роботов удалённого присутствия вообще можно пересчитать по пальцам. Они работают в клиниках Москвы, Петербурга, Казани, Красноярска, Якутии и Ямало-Ненецкого округа.
В клинике МЧС в Петербурге трудятся сразу три робота. Один из них ездит с врачами скорой помощи, второй работает в операционной, а третьего, новичка, определили в отделение реанимации. Робот PR-VITA, иностранное название которого врачи отделения переделали в ласковое «Виолетта», перемещается от пациента к пациенту и в случае необходимости помогает врачу дистанционно производить осмотр больного. У робота есть туловище, колёсики вместо ног и монитор на месте головы. На этом мониторе отражается врач в режиме онлайн, при этом пациент видит и слышит врача. «Он называется медицинским роботом, но, по сути, это «аватар», — объясняет помощник директора по медицинским информационным технологиям Михаил Бахтин. — Устройство помогает врачу, где бы он ни находился, оказаться рядом с пациентом. Это не робот из фантастических романов. Это оболочка, через которую врач может общаться с пациентом, участвовать в его осмотре».
Осмотр пациента роботом
Телемедицина становится необходима, когда врач и пациент находятся далеко друг от друга. При разговоре по телефону специалист не может видеть больного, а «Скайп» не обеспечивает высокое качество изображения. Робот же создаёт полный эффект присутствия врача перед пациентом. К роботу можно подключить любое оборудование, и врач может не только пообщаться с пациентом, но и комплексно проверить его состояние. Робот не способен передать лишь тактильные ощущения, но это далеко не всегда необходимо.
Чтобы начать осмотр с помощью робота, врач должен со своего компьютера или ноутбука подключиться к системе. Через интерфейс на экране можно управлять роботом и ставить ему разные задачи. «Врач может управлять роботом, находясь при этом в любом месте, — рассказывает инженер по медицинскому оборудованию Алексей Диммель. — Никого не нужно просить поднять или передвинуть пациента. Надо просто выделить на мониторе участок, который необходимо увидеть, и возникнет картинка. Врач имеет все возможности удалённо. Большой плюс в том, что в этой клинике все три отделения реанимации находятся на одном этаже в круговом здании. Перемещение робота может проходить без участия персонала: надо лишь задать ему конечную точку. Робот оценивает обстановку и объезжает препятствия. Он не врежется в стену и не въедет в стол». При необходимости робот может даже перемещаться между этажами: он не умеет ходить по лестнице, зато способен заехать в лифт.
Иногда бывают ситуации, когда врач сталкивается с редкими патологиями и необходима консультация специалиста другого учреждения. С помощью робота врачи могут связаться с коллегами из профильной клиники и получить консультацию по лечению пациента. Врач может понаблюдать за больным в режиме онлайн и принять решение.
«С роботом стало спокойней»
По словам врачей, робот существенно упрощает рабочий процесс. «Иногда мне в нерабочее время приходилось ездить из дома в клинику, к пациентам, — вспоминает заведующая отделением анестезиологии-реанимации № 2 Вера Горбань. — Информации по телефону недостаточно: ответы на 80% своих вопросов хочется увидеть. Все специалисты по-разному воспринимают состояние больного. Один считает его удовлетворительным, другой — тяжёлым. В нашей специальности я верю только тому, что вижу лично. Робот оказался очень полезен, он облегчает работу в психологическом отношении и экономит время. Мне стало спокойней. Утром в выходные, проснувшись, я подключаюсь к роботу и смотрю больных и, если всё в порядке, занимаюсь своими делами. С помощью робота можно решить много вопросов, связанных с больными».
Врачи клиники всегда проводят консилиум у постели больного. Чтобы подключить к процессу врача, которого на данный момент нет в больнице, не нужно трогать пациента и перетаскивать его в кинозал для видеоконференции. Робот сам подъедет к постели любого пациента. «Однажды Вера Ивановна (Вера Горбань — прим. авт.) находилась в служебной командировке в одной из стран, — рассказывает Михаил Бахтин. — Она каждый день участвовала в обходах пациентов. Пациенты лечились врачами отделения, но у них всегда была возможность получить бесценный опыт заведующей, которой не было рядом, но при этом она всё равно присутствовала через робота».
Пациенты привыкли к роботу
К роботу благосклонно относятся не только врачи, но и пациенты отделения реанимации. По словам врачей, больные быстро понимают пользу робота и привыкают к нему. «У нас есть пациенты, которые находятся в клинике по несколько месяцев, есть даже пациент, который провёл здесь больше года, — говорит Вера Горбань. — Они мне потом рассказывают, что на самом деле рады присутствию робота в палате. Раньше, когда наступали выходные, пациенты огорчались, что в отделении остаётся только дежурный врач. Теперь они уже привыкли к тому, что всегда могут пообщаться и со мной. Недоверия к роботу ни у кого нет. Все сначала смотрят с интересом, а потом воспринимают его как ещё одного сотрудника».
Когда заведующая отделением реанимации находится в своём кабинете, робот стоит в палате и показывает всех пациентов сразу на экране ноутбука врача. Одним движением руки Вера Горбань направляет робота к пожилой пациентке, которая накануне перенесла операцию. «Анна Михайловна, как ваши дела?» — интересуется заведующая. «Нормально, — отвечает пациентка. — А когда кормить будут?». «Аппетит уже появился, — радуется Горбань. — Значит, бабушка пошла на поправку!»