Регистратура не нужна
С 1 сентября этого года в Московской области кардинально изменили механизм записи на плановый приём к врачу. Регистратуры вместе с привычными для них очередями, толчеёй и неразберихой окончательно ушли в прошлое. Теперь можно записаться через инфоматы, установленные в фойе поликлиник, или вообще не выходя из дома - через единый кол-центр по телефону, а также на сайте государственных услуг.
Если вдруг кто-то поначалу робеет перед инфоматом, ему поможет администратор, который всегда дежурит рядом. Это цифровое устройство не только «убивает» очередь, но и обеспечивает нам равный доступ к врачам: раньше это во многом зависело от работника регистратуры - он распределял талоны на приём к специалистам, а теперь человеческий фактор полностью исключён. Если же недомогание серьёзное и больному нужен немедленный осмотр, это всегда сделает дежурный врач.
Пациентов часто волнует вопрос: как попасть к узкому специалисту? Для этого разработан особый вид записи - «врач - врач». На приём к кардиологу, невропатологу или гастроэнтерологу может записать только участковый врач-терапевт. Исключения сделаны для пациентов, стоящих на диспансерном учёте. Они могут посещать своих докторов напрямую.
Хамить больше некому
Запись через портал госуслуг началась в июле и уверенно набирает популярность среди жителей Подмосковья. Если в первый месяц так записались 555 тыс. человек, то за первые 25 дней октября - уже 900 тыс. То есть в октябре можно прогнозировать темпы роста почти в 2 раза. И это притом что запись ещё не доведена до совершенства. Сейчас, чтобы получить талон, нужно проделать не менее 3 манипуляций, но уже в следующем году будет достаточно просто выбрать специальность врача - и появится список всех доступных специалистов в поликлинике. Это серьёзно сократит время записи.
При этом важно, что на портале есть рейтинговая система специалистов. Если указать адрес своей электронной почты, то после приёма врача вам пришлют краткий опросник - вы сможете оценить не только его работу, но и поликлиники в целом. А в личном кабинете на сайте отобразятся выписанные льготные рецепты и общая информация о приёме. В дальнейшем будет появляться ещё и диагноз, а также врачебные заключения и рекомендации.
Для тех, кто не хочет или не может по какой-либо причине переходить на цифровые технологии записи к врачу, работает запись по телефону. Но не по старинке, когда номер был постоянно занят, не отвечал или когда вам могли запросто нагрубить. По телефону 8 (800) 550-50-30 звонки принимает единый областной кол-центр электронных услуг. Через него в том числе ведётся запись к врачу. Уже сейчас он принимает 28 тыс. звонков в сутки, и нагрузка растёт постоянно.
«Цифра» может всё
«Я не сомневаюсь, что система, которую мы предлагаем, станет абсолютно понятной всем и удобной, - сказал губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв. - Она внесёт дополнительный порядок в посещение врачей. Наша задача - всё автоматизировать, чтобы не было ненужной ручной работы».
Развитие цифровых технологий - магистральное направление в областном здравоохранении. Например, сейчас реализуется приоритетный проект губернатора - создание единого централизованного хранилища, в которое будут поступать данные исследований со всех компьютерных и магнитно-резонансных томографов, ангиографов и прочих так называемых тяжёлых медицинских аппаратов. Всего в области их 130.
«Это очень удобно, - рассказывает 1-й заместитель председателя областного правительства Ольга Забралова. - Здесь будут скапливаться все снимки и результаты исследований. Получать информацию о своих пациентах смогут все лечащие врачи, работающие в любой точке Подмосковья. Информация будет доступна, даже если диагностику проводили в другом городе или районе. Реализация этого проекта позволит создать так называемый центр «второго мнения». Это когда в сложных случаях более квалифицированные специалисты консультируют своих коллег. Или же экспертная комиссия сможет при необходимости оценить квалификацию врачей на местах».
Такая единая база хранения снимков будет создана уже в конце этого года. Среди прочего система позволит в онлайн-режиме следить за загрузкой медицинского оборудования. Появится возможность наблюдать, где образуются очереди и людям приходится ждать неделями, а где сложные диагностические аппараты простаивают. Значит, можно будет более точно направлять пациентов на диагностику. Эффективнее станет использоваться и само оборудование. Кстати, на старте проекта оно было загружено лишь на 46%, а сейчас уже на 80%.
«Медицина в Московской области постоянно развивается, - поясняет Ольга Забралова. - Она становится ближе, современнее и удобнее как для пациентов, так и для работников сферы здравоохранения».
Уже сейчас можно вызвать врача на дом или скорую помощь через Интернет. Но главная новация не только в этом - в личном кабинете пациента будет отображено время приезда бригады. Надо сказать, что жители поначалу с недоверием отнеслись к возможности вызова врача через портал госуслуг - в августе поступила всего тысяча таких вызовов. Однако процесс пошёл, и в октябре их уже было 8,5 тыс.
Бумажная рутина умрёт
Скорая помощь вообще будет работать гораздо лучше. Для медицинских бригад в начале следующего года планируется закупить 700 планшетов. Это позволит оперативно передавать диспетчеру данные о приезде на вызов и проведённых манипуляциях и, самое главное, автоматизирует процесс госпитализации больного. Раньше бригаде приходилось самостоятельно обзванивать близлежащие больницы, сейчас место госпитализации уточняется через диспетчера. Но вместо этого на планшет будет автоматически приходить информация о том, куда везти больного. Кроме удобства и оперативности это избавит врачей и фельдшеров скорой помощи от заполнения массы бумаг.
Крайне важно освободить медиков от рутины, чтобы они могли полноценно заниматься своим главным делом - лечением пациентов. И цифровые технологии позволяют это сделать. Например, до декабря нынешнего года будет завершён процесс перехода на электронные больничные (заполнение их вручную всегда отнимало у врача драгоценное время). Уже сейчас их можно получить практически во всех муниципальных образованиях области.
Кроме того, в июле 2017 г. в Красногорской городской больнице № 1 и Московском областном центре охраны материнства и детства запущен пилотный федеральный проект «Бережливая поликлиника». Уже есть первые результаты. В центре охраны материнства и детства полностью отошли от бумажного документооборота. Там осталась только одна комната, где работают с бумагами. Врачу же вся информация о пациентах приходит на компьютер в электронном виде.
Технические условия для таких новаций активно создаются в Подмосковье. Опережающими темпами идёт подключение медицинских учреждений к широкополосному Интернету. Всего необходимо дать его 1665 объектам, но уже сейчас план выполнен на 69% - подключено 1144.
Смотрите также:
- Время перемен. В детских поликлиниках внедряют новый стандарт качества →
- По стандарту. В столице начали открываться амбулатории нового типа →
- Жалоб нет! Московские поликлиники повышают качество обслуживания →