После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне к власти в стране пришёл Мао Цзэдун, «великий кормчий», «мудрейший председатель» и вождь страны. Мао считал, что стране необходим герой и сильный лидер, а потому среди граждан начал насаждаться культ личности, доведённый партийными деятелями до скандирования изречений председателя в автобусах. 26 декабря, в день рождения Мао Цзэдуна АиФ.ru вспоминает отголоски культурной революции председателя и деятельности хунвейбинов.
Культ личности Мао Цзэдуна зародился в сороковые годы во время Яньаньского периода, после того как Красная Армия через год после начала Великого марша достигла коммунистического района Шэньси-Ганьсу-Нинся.
В этот период на занятиях по теории коммунизма в основном использовались труды самого Мао.
Начиная с 1943 года на передовицах газет стали печатать портреты Мао, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» стали официальной программой Коммунистической партии Китая.
После окончательной победы коммунистов в гражданской войне на площадях городов и в кабинетах чиновников начали появляться портреты и статуи председателя Мао. Через некоторое время они перекочевали в том числе в дома граждан.
К середине 60-х годов, когда Линь Бяо занял пост второго вице-премьера Госсовета КНР, культ личности Мао разросся до гротескных размеров. Была выпущена «Красная книжечка» - сборник цитат Мао Цзэдуна, ставший двигателем культурной революции в Китае.
Несмотря на недавний провал программы «Большой скачок» в прессе и пропагандистских сочинениях Мао стали называть «красным солнцем наших сердец» и «мудрейшим председателем». Толпы молодёжи на демонстрациях скандировали лозунги в честь Мао.
Со временем все значимые явления в стране были сосредоточены вокруг фигуры Мао Цзэдуна, а государственная пропаганда достигла абсурда – доходило до того, что хунвэйбины избивали велосипедистов, оказавшихся на улице без портрета председателя.
Пассажиры автобусов и поездов должны были хором цитировать сборник изречений Мао, в тоже время уничтожались книги других авторов, чтобы китайцы могли читать только «великого кормчего».
В манифесте хунвейбинов было написано следующее: «Мы — красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, пластинки из США и Англии, амулеты и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао».
Ажиотаж вокруг его фигуры начал сходить на нет после смерти самого Мао в сентябре 1976 года и разгрома «Банды четырёх», фракции КПК, пришедшей к власти в период Культурной революции.
Мао остаётся ключевой фигурой китайского коммунизма, его портреты висят на площадях, а в городах стоят памятники. Однако сейчас культ личности Мао Цзэдуна среди рядовых граждан является народным фольклором, нежели преклонением перед политической фигурой.
Культ личности Мао Цзэдуна зародился в сороковые годы во время Яньаньского периода, после того как Красная Армия через год после начала Великого марша достигла коммунистического района Шэньси-Ганьсу-Нинся.
В этот период на занятиях по теории коммунизма в основном использовались труды самого Мао.
Начиная с 1943 года на передовицах газет стали печатать портреты Мао, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» стали официальной программой Коммунистической партии Китая.
После окончательной победы коммунистов в гражданской войне на площадях городов и в кабинетах чиновников начали появляться портреты и статуи председателя Мао. Через некоторое время они перекочевали в том числе в дома граждан.
К середине 60-х годов, когда Линь Бяо занял пост второго вице-премьера Госсовета КНР, культ личности Мао разросся до гротескных размеров. Была выпущена «Красная книжечка» - сборник цитат Мао Цзэдуна, ставший двигателем культурной революции в Китае.
Несмотря на недавний провал программы «Большой скачок» в прессе и пропагандистских сочинениях Мао стали называть «красным солнцем наших сердец» и «мудрейшим председателем». Толпы молодёжи на демонстрациях скандировали лозунги в честь Мао.
Со временем все значимые явления в стране были сосредоточены вокруг фигуры Мао Цзэдуна, а государственная пропаганда достигла абсурда – доходило до того, что хунвэйбины избивали велосипедистов, оказавшихся на улице без портрета председателя.
Пассажиры автобусов и поездов должны были хором цитировать сборник изречений Мао, в тоже время уничтожались книги других авторов, чтобы китайцы могли читать только «великого кормчего».
В манифесте хунвейбинов было написано следующее: «Мы — красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, пластинки из США и Англии, амулеты и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао».
Ажиотаж вокруг его фигуры начал сходить на нет после смерти самого Мао в сентябре 1976 года и разгрома «Банды четырёх», фракции КПК, пришедшей к власти в период Культурной революции.
Мао остаётся ключевой фигурой китайского коммунизма, его портреты висят на площадях, а в городах стоят памятники. Однако сейчас культ личности Мао Цзэдуна среди рядовых граждан является народным фольклором, нежели преклонением перед политической фигурой.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|