Представитель Госпогранслужбы Украины Демченко подтвердил, что Киев получил от Варшавы предупреждение об угрозе закрытия границы между странами с 3 ноября до конца 2023 года. По его словам, причиной закрытия границы для грузоперевозок стала забастовка польских автоперевозчиков.
Ранее ассоциация украинских автопроизводителей «Укравтопром» предупредила, что поляки намерены перекрыть для перевозок все имеющиеся въезды с Украины.
«Речь идет о закрытии границы со стороны автоперевозчиков. Дело в том, что перевозчики обеих стран уже не первый месяц конкурируют друг с другом, желая получить для себя преференции. Польские перевозчики привыкли к тому, что они в Европе – практически «номер один». Они захватили очень многие перевозки внутри Евросоюза и перебивают конкурентов ценой – за такие небольшие деньги мало кто еще соглашается возить грузы по Европе. Поляки чувствуют себя хозяевами этого рынка. И тут оказывается, что украинцы тоже хотят своей доли и, мало того, желают пользоваться теми же благами, что и поляки», - поясняет политолог, бывший руководитель Российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко.
«Поляки очень удивились: как это так, откуда ни возьмись, нарисовались такие наглые конкуренты. Украинцы привычно твердят: «У нас же враг, Россия, оккупация, агрессия…» Поляки соглашаются с этим, но, тем не менее, дружба дружбой, а денежки врозь. То есть это чисто финансовый конфликт – не политический, но, безусловно, имеющий политический подтекст, поскольку он сужает возможности Польши и Украины торговать друг с другом», - говорит он.
В любом случае и одна и другая сторона прекрасно отдают себе отчет в том, что любой конфликт между ними на руку Москве. Но с собой сделать ничего не могут: и тем и другим мешает природная жадность, считает эксперт.
«Пока еще Украина стала для Польши «нежелательным элементом». Антироссийские настроения там пока что сильнее, чем антиукраинские. А желание заработать на чем-то для поляков вообще сильнее любых политических соображений. Оно перебивает буквально все. У других стран Восточной Европы – например, у Венгрии и Словакии – с киевским режимом радикальные политические расхождения. Там украинских фашистов искренне ненавидят. С Польшей иначе: кто бы ни правил в этой стране, жажда денег там традиционно преобладает.
Кроме того, польские автоперевозчики – это тысячи крупных, средних и микроскопических, буквально в одну-две фуры, частных компаний. Все они куплены в кредит, закредитованы и спаяны между собой, и поэтому ни одно польское правительство не решится вступать с ними в конфликт и указывать, что им делать, а будет вынуждено выступать на их стороне в конфликте с украинскими перевозчиками», - резюмирует политолог.