Примерное время чтения: 17 минут
7004

За знаниями — пешком. В каких условиях сельские дети добираются до школ

/ Виталий Колбасин / АиФ

Президент Владимир Путин ещё в прошлом году подписал распоряжение о закупке новых школьных автобусов для регионов страны. Всего в 2016 году города и посёлки получат более 1800 новых школьных автобусов. На покупку автотранспорта потратят более трёх миллиардов рублей.

Краснодар: 80 детей пойдут пешком. Школьный автобус есть, водителя нет

В последний месяц лета неожиданная транспортная проблема встала перед руководством СОШ № 6, которая находится в небольшой станице Новолеушковской Павловского района Краснодарского края. Водитель школьного ПАЗика уволился по собственному желанию, в результате чего перед самым началом учебного года под вопросом оказалась доставка десятков ребят на занятия и обратно. Из почти шестисот детей, которые здесь учатся, около восьмидесяти человек в прошлом году пользовались автобусом. Расстояние до школы с отдалённых улиц станицы достигает пяти километров.

Сейчас делается всё возможное для того, чтобы как можно скорее найти нового водителя. Но в силу ряда обстоятельств это не такая уж простая задача.

Катерина Скородинская.

«Прошлый водитель проработал больше восьми лет, причём его мы тоже долго искали и упрашивали пойти к нам, — рассказывает директор школы Ольга Есауленко. — И вот теперь снова ищем. Но дело в том, что зарплата всего 12 тысяч. Для молодых это мало, а для людей предпенсионного возраста слишком большая ответственность. К тому же при трудоустройстве к водителю школьного автобуса предъявляются очень высокие требования. Нужно собрать много документов, иметь стаж не менее трёх лет, обязательно предъявить справку об отсутствии судимости. А она, между прочим, делается до полутора месяцев. Поэтому я сейчас даже не знаю, как у нас будет с первого сентября. Но кандидаты есть».

По словам Ольги Николаевны, в новом учебном году желающих ездить на автобусе ожидается ещё больше, чем в прошлом. Для этого родители пишут заявления, и не все ещё успели их сдать. Плюс для нового водителя будет в том, что с 1 сентября школа станет работать в одну смену, тогда как в прошлом их было две. Таким образом, нужно будет развозить детей с семи утра до трёх дня, причём с перерывом в три часа. Другое дело, что пока не совсем ясно, будут ли все желающие помещаться при учёбе в одну смену. Если в тёплую погоду ещё многие готовы пройтись и пешком, то в ненастье все спешат на автобус.

Ростов: родители обсуждают в соцсетях, как дети ждут школьный автобус на морозе и в жару по четыре часа

Бывший сельский учитель, а сейчас депутат законодательного собрания Ростовской области Лариса Тутова считает, что в Ростовской области не существует проблемы доступности сельских школ для детей.

Идут занятия в сельской школе.
Идут занятия в сельской школе. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Все территории имеют автобусы, другое дело, что машины скоро потребуют замены!» — сказала депутат корреспонденту АиФ.ru.

Подтверждает слова депутата и губернатор Василий Голубев, сообщивший, что сельские дети полностью обеспечены школьными автобусами для поездок на занятия.

На Дону к работе допустили 905 водителей и 891 автобус, которые станут перевозить детей.

В сельской школе.
В сельской школе. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Инспекторы проверили наличие в автобусах системы ГЛОНАСС, приборов учёта режима труда и отдыха водителей, а также техническую исправность транспорта.

«После всех проверочных мероприятий полицейские провели с водительским составом инструктаж, напомнили о том, что на них лежит ответственность за жизнь и здоровье детей, и призвали заботиться о безопасности своих маленьких пассажиров», — рассказали в ГИБДД Ростовской области.

Однако в преддверии 1 сентября жители Ростовской области обсуждают работу школьных автобусов в соцсетях и по опыту предыдущих лет предполагают то, что ждёт их детей в новом учебном году.

«У нас три автобуса курсировало, всё супер было два года назад, но потом почему-то деньги на бензин закончились, начали вымогать у родителей. На обращение в администрацию района ответили, что профинансировали. Действительно, бензин нашёлся», — рассказывает сельский житель.

Родитель добавляет, что на этом приключения автобуса не закончились: «Было два водителя, но один вдруг серьёзно заболел на год. В итоге ученики младших классов в жару и мороз по четыре часа сидели на остановке, ждали, а потом автобус шёл перегруженным. Единственное — остановку наконец-то сделали».

Из-за маленькой зарплаты водителей мужчины всячески стараются избежать этой работы. Поэтому сельские жители предлагают районным чиновникам мыслить креативно. А именно — использовать школьные автобусы для подсобной перевозки другого груза.

«Автобус отвёз детей и стоит, потому и денег нет. А пусть он между перевозкой школьников работает на благо села, выполняет коммерческие рейсы — в приработок шофёру, тогда у него появится стимул детей перевозить», — советует родитель.

Челябинск: дети идут за знаниями по бездорожью

В челябинском посёлке Новосинеглазовский, который является частью южноуральской столицы, дети вынуждены добираться до школы пешком, преодолевая расстояние в три километра. А те, что занимаются в специализированных учебных заведениях по состоянию здоровья, и вовсе не могут попасть на занятия.

Дорога в школу лежит через заброшенные гаражи, поля, промышленные объекты.
Дорога в школу лежит через заброшенные гаражи, поля, промышленные объекты. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Дело в том, что посёлок Новосинеглазовский, являющийся чертой города, обделён учебными заведениями. Вообще-то, здесь есть две школы, но расположены они на въезде, у остановки транспорта. То есть дети, живущие в этой части посёлка, вполне в учебные заведения попадают.

Другое дело — окраина посёлка. Он раскинут так, что несколько десятков домов находятся в той его части, где нет транспорта в принципе. Так сложилось, что у львиной доли жителей нет и личных автомобилей. Значит, их дети вынуждены каждый день идти в школу пешком, преодолевая по три километра в один конец. Школьный автобус не ездит: это невозможно, дорога состоит из рытвин и оврагов. А каково добираться зимой? Ситуация осложняется тем, что дорога, лежащая вдоль расположенных здесь промышленных предприятий, крайне плохая.

Мимо этого знака пролегает трехкилометровый путь учеников.
Мимо этого знака пролегает трёхкилометровый путь учеников. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Родители детей, живущих в этой части Новосинеглазовского, обратились с коллективным заявлением к уполномоченному по правам человека региона Маргарите Павловой: «Через наш частный сектор проходит единственная дорога общего пользования, которая находится в разбитом состоянии. Мы всем своим жилым сектором обращались в различные инстанции, чтобы нам отремонтировали дорогу и сделали пешеходную дорожку для наших детей. Так как по единственной и разбитой дороге ездит тяжёлая техника, лично я опасаюсь за безопасность моего ребёнка».

Щебеночный завод создает угрозу: из него с ревом выезжают громадные большегрузы, оставляя за собой клубки пыли.
Щебёночный завод создаёт угрозу: из него с рёвом выезжают громадные большегрузы, оставляя за собой клубы пыли. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

По словам жителей, далеко не каждый имеет возможность провожать ребёнка туда и встречать и вести назад ежедневно. Сложности добавляет и то, что здесь находятся промышленные объекты. А значит, дети могут угодить под колёса большегрузов. И это — боль и страх родителей.

«До ближайшего школьного учреждения 3 км. Мой ребёнок ходит в школу по опасному маршруту, где ездят «белазы», «камазы», подвергая свою жизнь опасности. Школьный автобус отказывается ездить из-за состояния дороги», — написали родители в обращении.

Дорога в школу детям кажется бесконечной.
Дорога в школу детям кажется бесконечной. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Сложнее всего пришлось Даниле Галкину. Этот мальчик с проблемами опорно-двигательного аппарата учится в спецшколе Челябинска. А значит, ребёнку-инвалиду нужно как-то дойти до остановки, которая через три километра, сесть в транспорт, добраться до школы с пересадкой. Сложилось так, что Данила в школу не попадает неделями: это невозможно.

Бабушка Данилы признается: в интернат для детей-инвалидов добираться настолько трудно, что ребенок иногда пропускает занятия, особенно зимой.
Бабушка Данилы признаётся: в интернат для детей-инвалидов добираться настолько трудно, что ребёнок иногда пропускает занятия, особенно зимой. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Жители невесело шутят: именно здесь находится щебёночный завод, который производит ту самую щебёнку, которой неплохо было бы засыпать дорогу. На встречу с жильцами вместе с уполномоченным приехал и глава Советского района Челябинска Михаил Буренков, в чью компетенцию территориально входит и посёлок. Чиновник согласился: да, дорога плохая, и обещал навести порядок в этом вопросе.

Местные жители говорят, дорогу им после обещания главы сделали. Но совсем не так, как хотелось. То есть привезли смесь, засыпали совсем уж страшные участки — рытвины и колдобины — у гаражей. Она стала лучше, но далека от идеала. А значит, вероятно, дети снова будут ходить пешком.

Волгоград: до коррекционной школы ребёнку ехать 40 минут

Светлана М. живёт в посёлке Металлист городского округа Камышина Волгоградской области. Её 13-летняя дочь и ещё одна соседская девочка учатся в коррекционной школе, до которой добираться 40 минут на маршрутке. Светлане даже пришлось оставить работу, чтобы возить своего ребёнка и дочку соседей на занятия.

«Мы находимся в черте города, но это посёлок. К нам ходит одна маршрутка № 6. У меня ребёнок на инвалидности, и поэтому нам до школы добираться очень проблематично», — рассказала Светлана.

Конечно, Светлана могла бы отдать дочь в школу поближе, но ни о каком инклюзивном образовании в городе со 100-тысячным населением даже нет речи. А специализированная школа для детей на весь Камышин одна-единственная.

«Одну ребёнка с особенностями так далеко отпускать страшно, она очень доверчивая, может уйти с кем угодно или потеряться, — говорит Светлана. — Школьный автобус в нашу школу не ходит. В школу № 17 ходит, а наших детей не забирает. Наши дети, класс коррекции, добираются кто как может».

В самом учебном заведении, со слов Светланы, этот вопрос решить не могут — нет финансирования. При этом расстояние между обычной школой и коррекционной чуть больше километра, что мешает забирать одним автобусом детей из обеих школ — непонятно.

Пермь: воспоминания бывшей школьницы, ходившей в школу по 3 километра

Елена Пьянкова родилась в Очере, население которого насчитывает около 15 тысяч человек. В небольшом городке существует всего три школы. Как вспоминает девушка, одно образовательное учреждение находилось рядом с её домом, однако имело дурную репутацию.

«Другая школа располагалась в центре города, в трёх километрах от меня, но была престижной. Там существовал гимназический класс. Помню, мама с бабушкой долго спорили, куда отправить ребёнка. В итоге вмешалась я, заявив, мол, выбираю себе более солидное место», — рассказывает она.

Пермячка Елена Пьянкова.
Пермячка Елена Пьянкова. Фото из личного архива

В первый класс Елена пошла в 1995 году. В отдалённом городе, протяжённость которого с одного конца в другой — около 10 км, автобусы почти не ездили. Юная очерянка решила ходить пешком до новой школы. По словам девушки, родителям было страшно отпускать ребёнка одного, поэтому поначалу передвигалась вместе с одноклассниками.

Вся дорога составляла порядка получаса: 10 минут нужно было идти по сельской дороге через частный сектор, затем ещё 15 минут по берёзовой аллее и по берегу пруда, затем свернуть в центре — и до самой школы.

«Страшно было возвращаться после второй смены. В частном секторе фонари фактически не горели, а рядом с моим домом, плюс ко всему, была колония для малолетних преступников и детский дом. К счастью, всё обошлось, и ни разу не произошло ничего страшного», — добавляет Елена.

Удивительно, но через много лет, переехав в Пермь, девушка, которой сейчас 28 лет, устроилась на работу неподалёку от своего жилого комплекса и теперь вновь ходит пешком. Правда, уже не три километра, как в детстве. Сейчас, говорит она, пустили маршрутку, но не специальный школьный автобус. То есть добираться стало легче, но не совсем просто.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах