aif.ru counter
882

Взаимообучение городов. Новая форма сотрудничества российских педагогов

27 сентября в Департаменте образования города Москвы были анонсированы первые мероприятия проекта «Взаимообучение российских городов». Специалисты из разных регионов приступили к обмену эффективными педагогическими практиками.

Участники пресс-конференции рассказали о механизмах и ближайших планах реализации взаимообучения. Обсудили задачи и поделились своими ожиданиями. Председатель Ассоциации победителей олимпиад Артем Шишов презентовал первый вебинар «Системный подход к развитию талантов обучающихся», в котором подтвердили свое участие почти 30 городов Российской Федерации.

Столичный опыт

Идея взаимообучения городов была озвучена на проходившем в Москве международном форуме «Город образования». Инициаторами выступили начальники отделов управления образованием нескольких российских городов. Они же предложили возложить функции модератора проекта на столичную систему образования.

«Мы сделали такое предложение Москве, — рассказала, выступая в ходе пресс-конференции, начальник Управления образования города Твери Надежда Афонина, — потому что столица в 2017 году уже сумела запустить механизмы взаимодействия и обмена передовыми эффективными практиками в рамках программы „Школы городов России — партнеры Москвы“. Мы увидели лидера, который даст нам возможность делиться опытом для достижения общей цели: повышения образовательных результатов наших детей. Например, на сегодняшний момент нас очень интересует опыт Москвы по достижению высоких результатов в области олимпиадного движения, в том числе и в олимпиадах международного уровня. И мы хотели бы позаимствовать у коллег эти положительные технологии подготовки обучающихся».

Московская система образования первой откликнулась на требования федеральных государственных образовательных стандартов в части создания условий для выявления, сопровождения и распространения лучших практик повышения качества образования и модернизации содержания и технологий общего образования в разных предметных областях. За прошедший год обучение в столице прошли около 350 руководителей образовательных организаций из таких российских городов, как Балаково, Ижевск, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону и Сочи.

Эффективные педагогические практики есть в каждом городе

По словам директора Московского центра развития кадрового потенциала образования Алексея Рытова, сегодня география городов, из которых уже поступили запросы на обучение в Москве, охватывает практически всю территорию страны. В перечне наиболее часто встречающихся запросов — организация работы образовательных комплексов, формульные инструменты управления, «Московская электронная школа», эффективные механизмы повышения качества образовательных результатов учащихся.

Но столичные школы не только делились наработками с коллегами, но и изучали их наиболее успешные образовательные практики. 118 команд под руководством директоров московских образовательных организаций посетили 60 российских городов. Как отметил Алексей Рытов, из каждого города, в который выезжали московские команды директоров и преподавателей, они привозили что-то полезное по направлениям воспитательной, патриотической, волонтерской и другой работы. Едва ли не в каждом городе они находили эффективные управленческие и педагогические практики и затем с интересом рассказывали о них в публичном пространстве.

«В рамках взаимообучения 4-5 октября на обучение в Москву приедет рекордная делегация из 60 человек, основу которой составят директора и учителя школ из Ижевска и Твери, а к ним примкнут несколько представителей из других городов, — рассказал Алексей Рытов. — На площадках школ № 1560 и № 1474 они пройдут обучение по теме „Образовательная среда московской школы — от эффективного управления к высоким результатам“. Познакомятся с подходами формульного финансирования московской системы образования, с принципами построения Московского рейтинга школ по вкладу в качественное образование московских школьников, с условиями, которые созданы в столичных школах для реализации профильного и предпрофессионального образования».

Фото: Департамент образования города Москвы

Единая сервисная система

Тематика обучения формулируется как желающими познакомиться с конкретным опытом других городов, так и самими городами, готовыми транслировать свой опыт по направлениям, в которых им удалось достичь серьезных измеряемых результатов.

В проекте будет использоваться не только очная, но и дистанционная форма обучения. Для этого в МЦРКПО была разработана единая сервисная система, включающая в себя календарь образовательных событий (очные и дистанционные мероприятия, заявленные городами-участниками проекта). Используя эту сервисную систему, город может оставить запрос на участие в том или ином мероприятии, анонсировать результативные управленческие и педагогические практики, которыми готов поделиться с коллегами. Подобное взаимодействие — это трансляция лучших практик от директора — директору, от школы — школе, от учителя — учителю, это возможность совместного поиска эффективных управленческих и педагогических решений, возможность обсуждения актуальных программ и методик, а также обмена опытом в части использования потенциала городских организаций науки, культуры и бизнеса для повышения качества образования.

Следующее очное обучение — в Выборге

Следующим гостей на очное обучение будет принимать Выборг. В этой связи председатель Комитета образования Выборгского района Ленинградской области Ольга Карвелис рассказала присутствующим на пресс-конференции, что обучение в столице прошли практически все директора Выборгского района. И строилось оно не только на лекционных формах занятий, но и (в большей степени) на практико-ориентированных, базирующихся на знакомстве с самым интересным опытом московских школ.

«Конечно, нас заинтересовали новые практики, — рассказала она, — и в первую очередь мы примерили на себя опыт создания образовательных комплексов, но сделали это не на городской территории, а в сельской местности. Мы создали Первомайский центр в Выборгском районе, в который вошли 7 образовательных учреждений. И мы получили очень зрелищные системные эффекты. Если в 2015 году у нас детей, которые по предметам не менее 220 баллов получили, было всего 8 процентов, то к 2018 году их количество увеличилась в 5 раз, до 40 процентов. Если раньше на весь этот центр у нас был всего один призер Всероссийской олимпиады школьников, то в 2018 году их уже 18».

Привлечение к проекту новых городов

Ольга Карвелис рассказала о том, почему опыт использовали только в сельской местности: «На наш взгляд, применять даже какие-то эффективные механизмы, которые уже доказали свое действие в других городах, надо только тогда, когда это применение обоснованно. И вот в сельской местности это действительно было обоснованно. Потому что там у нас есть проблемы с кадрами, с руководителями. И когда мы объединили семь учреждений в одно, то получили возможность выбора самого эффективного руководителя, получили лучшего бухгалтера из семи учреждений. Мы действительно решили за счет объединения свои проблемы. А в Выборге у нас таких проблем пока не существует, и в городе мы используем другие механизмы. Если говорить о повышении результативности, то Выборгский район дал четырех победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Такие результаты достигнуты нами впервые».

Очень показательно, что проект уже привлек новые города, не взаимодействовавшие с Москвой прежде в рамках столичной программы. Одним из новых участников стал Новокузнецк.

«Сегодня у нас состоялось подписание соглашения, Новокузнецк стал полноправным участником проекта взаимообучения городов, — рассказала собравшимся председатель Комитета образования и науки города Новокузнецка Юлия Соловьёва. — Хочу поблагодарить за предоставленную возможность к нему присоединиться. Мы ожидаем эффективного взаимодействия, которое позволит прикоснуться (не только нашим директорам, но и нашим педагогам) к тому ценному опыту, который в российской системе образования, безусловно, присутствует. Мы готовы поделиться своими достижениями и ждём делегации из других городов. Хочется верить, что проект позволит педагогическому сообществу ближе знакомиться с теми наработками, которые уже приносят результаты, и что слово „сотрудничество“ будет ключевым в этом проекте».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  2. Кто такая Ирина Богачева?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ