Опыт Северной столицы собираются повторить и в других регионах. Значит ли это, что власть наконец обратила внимание на способных к точным наукам детей и намерена создавать условия для их развития?
Где «божья искра»?
- Тех, кто необыкновенно одарён от природы, - единицы - говорит Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, руководитель математического центра лицея № 239, автор методики по раннему выявлению талантов.
Остальные - продукт воздействия среды, которая складывается вокруг. Вы заметили, что в младших классах лучше учатся девочки? Они усидчивые, аккуратно выполняют домашние задания. «Какая способная, вундеркинд!» - часто слышит такая отличница. Но уже через пару лет, если у неё не обнаружится склонность к определённому предмету, она станет средней ученицей. И наоборот. Приходит никому не известный мальчик, а выходит медалист, победитель международных олимпиад. Это результат большой работы педагогов, участия родителей и влияния той атмосферы, где находится ребёнок.
Елена Данилевич, «АиФ»: В советское время отбирать и развивать таланты помогали спецшколы, в т. ч. физико-математические. Поступить туда считалось большой удачей. Сейчас эта система сохраняется?
Сергей Рукшин: Она опасно изменилась. В 60-80-е, когда образование было бесплатным, туда поступали по-настоящему незаурядные дети, в том числе из низов.
Сегодня картина иная. Специализированные школы, особенно с богатой историей и звёздными выпускниками, часто становятся элементом престижа, модной составляющей «джентльменского набора» элиты. В итоге места талантливых детей нередко заняты отпрысками начальников и бизнесменов. Год назад на Общественном совете Министерства образования обсуждался такой вопрос. Среди финалистов всероссийских олимпиад по математике и физике из 85 регионов страны около 40 регионов не были представлены вообще. Хотя спецшколы там укомплектованы полностью. Думаю, это результат политики, когда пропуском к знаниям служат не способности ребёнка, а кошелёк родителей.
Математика везде
- Может, причина в неправильных ориентирах? Многим кажется, что математика мало влияет на нашу повседневную жизнь, а раз так - зачем связывать свою жизнь с наукой на «вторых ролях»?
- Это большое заблуждение. Без теории чисел, например, не работали бы наши мобильные телефоны, модные гаджеты и продвинутые девайсы. Математика причастна ко многим как успехам, так и провалам нашего общества. Потому что катастрофа в Чернобыле, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, обрушение крыши аквапарка «Трансвааль» и другие трагедии, унёсшие жизни сотен людей, - это тоже просчёты, в частности, в математике.
- Но раз математика везде, тогда этот предмет в школе должен быть одним из главных. А люди, одарённые в этой области, - на особом счету. У нас же, судя по вашим словам, всё наоборот.
- Вспомните, как два года назад Минобр задним числом вынужден был понизить баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Это пришлось сделать, ибо уровень знаний был таков, что при прежней шкале едва не четверть выпускников не получила бы аттестат.
Ведь для аттестации за 11 лет обучения предлагается решить задачки… 6-го класса. Это профанация, а на лжи нельзя построить успешную образовательную систему. Возможно, поэтому на Международной математической олимпиаде сборная России в прошлом году завоевала только 21-е место в медальном, и 8-е в общем зачёте. Хотя раньше так низко никогда не опускалась. Хорошо, что в этом году наши школьники выступили успешнее: выиграли 4 «золота» и вошли в десятку лучших стран.
Если раньше родители гордились, что ребёнок всерьёз увлечён географией, математикой, то сегодня возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы, станешь чиновником или юристом». В итоге ценности размываются. И тот, кто мог бы быть выдающимся конструктором подводных лодок, самолётов, ракет, строить плотины, прокладывать дороги, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагическая ошибка.