Примерное время чтения: 10 минут
1603

Учиться должны все. 9 мифов об инклюзивном образовании

АиФ Здоровье № 18. Сезонный грипп будет опаснее ковида 26/09/2023
/ Eleonora_os / istockphoto.com

То, что казалось немыслимым еще вчера, сегодня становится реальностью. 20 лет назад было невозможно представить, что ребенок, который не пользуется речью или не передвигается самостоятельно, или ведет себя необычно, будет каждый день ходить в школу, и заведёт там друзей.

Что собой представляет инклюзивное образование, какие риски и преимущества оно несет, aif.ru рассказали с эксперты Фонда «Обнажённые сердца» клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня.

Долгие годы было модным, да и, что скрывать, до сих пор таким остаётся слово «эксклюзивность». Это слово касалось всего — одежды, питания, жилья, отдыха, и, в частности, образования. Престижные школы для избранных, с высоким уровнем образовательных услуг и комфорта — вот о чем мечтают родители, желающие самого лучшего своим детям. На этом фоне разговоры про инклюзивное образование кажутся утопическими, как и идеи о всеобщем равенстве в принципе. Но, может, это оттого, что мы просто мало знаем об инклюзии.

Миф № 1. В СССР всеобщее право на обучение исполнялось неукоснительно

На самом деле: к сожалению, только на бумаге. Об обучении ребенка с особыми потребностями в массовой школе можно было только мечтать. Несмотря на имеющиеся коррекционные школы, для детей с выраженными нарушениями развития было непросто получить общее и даже специальное школьное образование. Если ребенок не мог освоить даже адаптированную школьную программу, ему ставили ярлык «необучаемый», и отправляли домой. И если семья не справлялась, то ребенка помещали в интернат.

Одновременно со спецшколами существовало и домашнее обучение. Считалось совершенно нормальным, что ребенок с инвалидностью обучается дома. Однако, исключения были всегда. Несмотря на бюрократические преграды и отсутствие поддержки, некоторым семьям удавалось убедить руководство школы, что их особый ребенок может обучаться с типично развивающимися сверстниками. В 2013 году был принят Закон об образовании, который наконец-то дал возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей, диагнозов и степени выраженности нарушений в развитии, учиться в школе по программе, соответствующей их образовательным потребностям. В России начала развиваться инклюзия.

Миф № 2. «Больные» дети не могут и не должны учиться рядом со здоровыми

На самом деле: современная концепция инвалидности не рассматривает нарушения развития (аутизм, синдром Дауна, ДЦП, нарушения зрения и слуха и др.) как болезнь. Ребенок с особенностями развития нуждается в дополнительных услугах, приспособлениях (например, оборудовании для передвижения или коммуникации), особых подходах к обучению. Но как и все другие дети, имеет право на образование. Исследования и практический опыт показывают, что при правильной организации инклюзивного образования, это будет полезно и типично развивающимся детям и детям с особыми образовательными потребностями

Миф № 3. Во всем мире инклюзия — норма, и только в России — нет

На самом деле: хотя все больше стран в мире поддерживают идею инклюзии, многие дети с особыми потребностями по-прежнему сталкиваются с проблемами при поступлении в общеобразовательные школы. В Индии опрос 2009 года показал, что более трети таких детей не получили никакого образования. В Европе, например на Кипре, Мальте, в Литве, Норвегии и Португалии в инклюзивной среде учится более 80% детей с нарушениями развития, а во Франции, Германии и Бельгии, наоборот, почти все дети обучаются отдельно от типично развивающихся сверстников. Даже в странах, где право людей с нарушениями развития посещать общеобразовательные школы защищено законом, многие до сих пор сталкиваются с большими трудностями.

В России 56% детей с инвалидностью учатся в инклюзивных школах. Но и у нас без проблем не обходится. 

Миф № 4. Дети с нарушениями развития помешают учиться остальным детям, если они будут обучаться вместе. Да и учителей будут отвлекать

На самом деле: большинство исследований показывает, что инклюзия не меняет, а иногда даже улучшает успеваемость нейротипичных одноклассников, а также социальные навыки всех детей. Ведь в школе мы не только получаем знания, но и учимся взаимодействовать с социумом. Обучение бок о бок с ребенком, имеющим нарушения развития, для типично развивающихся детей полезно: у них снижается страх перед человеческими различиями, повышается уровень эмпатии, толерантности к другим людям, растет самооценка, уменьшается количество предрассудков, чаще завязывается крепкая дружба.

Что касается академических навыков, то анализ успеваемости 1000 учеников начальных школ штата Индиана (США) продемонстрировал положительное влияние инклюзии на успехи типично развивающихся детей в математике. У 59% нейротипичных учеников в инклюзивных школах оценки за стандартную контрольную по математике оказались выше, чем в предыдущем году. В школах без инклюзии результат улучшили лишь 39% нейротипичных детей.

Миф № 5. Особенные дети и обычные не могут одинаково хорошо осваивать одну программу, поэтому инклюзия вредна

На самом деле: инклюзия может и должна быть гибкой. Дети с особенностями развития и без таковых могут учиться как по одной программе, так и по разным. Возможно также, что на некоторых занятиях (физкультура, музыка и другие творческие занятия, или предметы, которые даются ребенку легче) дети с особенностями обучаются вместе со всем классом. А прочие предметы изучают отдельно.

Для детей с трудностями в освоении общеобразовательной программы в российских школах создают специальные ресурсные классы, где они могут получать дополнительную помощь. Уровень инклюзии может быть разным — некоторые дети из ресурсного класса будут встречаться с типично развивающимися сверстниками только во время перемен, в столовой и на общешкольных мероприятиях. Другие же практически все время находятся в обычных классах, где им кроме учителя помогает еще и специально обученный тьютор.

Поставить задачи для каждого ребенка в ресурсном классе помогают учитель и другие специалисты (логопед, психолог, поведенческий специалист, специалист ЛФК и т. д.).

Основная цель модели «ресурсного класса» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь класса в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.

Миф № 6. Особенные дети в классе — это постоянная угроза. Они могут нанести вред обычным ученикам

На самом деле: если в класс, где обучаются 30 и даже 20 детей просто приходит особый ребенок, и учителю приходится учить всех детей без дополнительной поддержки — это не инклюзия. Инклюзивное образование всегда предполагает выделение дополнительных ресурсов — это и специалисты, обладающие соответствующими знаниями и опытом работы с особыми детьми, и дополнительные материалы, и пособия, и оборудование.

Обеспечение безопасности всех детей — очень важная задача. Для этого кроме учителя с классом работает служба сопровождения, которая включает необходимых специалистов, составление индивидуальной программы, важной частью которой является обеспечение безопасности. Родители особого ребенка также берут на себя обязательства выполнять определенные рекомендации дома. В случае, если ребенок мешает вести урок или демонстрирует проблемное поведение, для него создается специальный план поведенческой поддержки.

Успешная инклюзия возможна только тогда, когда все участники образовательного процесса понимают, что и зачем делается и обладают современной адекватной информацией. Исследования также показывают, что если учитель хорошо понимает и готов подстраиваться под особого ребенка, то он лучше понимает и других детей. Ведь у каждого ребенка есть свои сильные стороны и слабости, и всем нужен индивидуальный подход.

Миф № 7. Детей с особыми потребностями в обычной школе будут обижать. Да и обучение им не по зубам. Так что игра не стоит свеч

На самом деле: при адекватном развитии инклюзивных программ эти страхи являются беспочвенными, а польза очень высока. Исследования показывают, что в среднем ученики с нарушениями развития, которые большую часть учебного дня проводят с нейротипичными одноклассниками, добивались гораздо лучших результатов в языке и математике, чем дети с такими же нарушениями, которые варились в своей среде.

Как показало недавнее исследование Гарвардского университета, проанализировавшего данные о выпуске учеников с нарушениями развития в штате Массачусетс, дети с особыми потребностями, которые учились в инклюзивных классах, в пять раз чаще заканчивали обучение в срок, чем дети, которые учились в изоляции. Норвежские исследователи 6 лет наблюдали за 500 учениками с нарушениями развития, и обнаружили, что школьники из инклюзивных классов на 75% чаще получают профессиональную или академическую квалификацию, чем их сверстники из спецшкол.

Миф № 8. Инклюзия возможна только для детей старше 7 лет

На самом деле: чем раньше, тем лучше. Большую пользу детям с особенностями развития приносит посещение дошкольных подготовительных программ. Обучаясь вместе с нейротичными сверстниками, такой ребенок приходит в первый класс, обладая базовыми академическими навыками (умение сидеть, слушать, выполнять инструкции, ждать своей очереди). В России таких программ пока немного. Фонд «Обнажённые сердца» реализует такие программы помощи в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде.

Миф № 9. Чтобы школа стала инклюзивной, главное — желание педагогов и администрации

На самом деле: этого мало. Влияние инклюзии на типично развивающихся детей в значительной степени зависит от того, как именно она внедряется. Положительные результаты чаще встречаются там, где администрация школы и педагоги хорошо понимают особенности детей, имеют правильный психологический настрой, и используют необходимые для адаптации учебной среды технологии, возможности, знания, навыки.

Ну и, конечно, важны ресурсы. Успешные инклюзивные школы часто находят дополнительные источники финансирования, чтобы обеспечить соответствующую поддержку своим педагогам. Это касается и дополнительных помощников и ассистентов в классах, учебных пособий, обучения учителей и поддерживающих специалистов (психологов, тьюторов, логопедов, специалистов по двигательному развитию, поведенческих специалистов и т. д).

Любой ребенок может учиться. С каждым годом мы видим все больше и больше таких примеров. И за этим — будущее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах