Некоторые появились только что, другие существовали долгие годы как клубы и неформальные объединения. Зачем нужны эти теперь уже вполне официальные НКО? Что они делают? Кто в них входит? Во всём этом мы попытались разобраться вместе с представителями этих некоммерческих организаций.
Учителя со знаком качества
«Мы появились в августе 2012 г., когда прошёл учредительный съезд, - рассказывает председатель Ассоциации региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» (ЕНАП) Екатерина Морозова. - Наше предназначение - объединить учителей-предметников для решения конкретных задач, связанных с повышением эффективности и качеством работы в своей предметной области.
Сначала мы формировали экспертное сообщество педагогов-практиков из числа заинтересованных учителей конкретно по предметам. Далее мы поставили перед собой задачу участвовать в экспертизе проектов, программ, учебников и учебно-методических пособий, контрольно-измерительных материалов, которые используются в московской системе образования. И сегодня в качестве основных экспертов Российского книжного союза при формировании федерального перечня учебников - представители нашей ассоциации. Впоследствии мы добились и того, что все контрольно-измерительные материалы и модели заданий не могут ныне попасть в диагностики образования столицы без экспертного заключения членов ЕНАП.
Учителя нашей ассоциации, которые добились высоких результатов в практической работе, участвуют в проверке метапредметных олимпиад, формировании предметных комиссий ГИА. При этом мы понимаем, что если нам доверили такую работу, то за нами и ответственность за качество работы учителей.
Одно из направлений - формировать общественное мнение, информировать не только педагогов, но и население об изменениях, которые происходят в системе образования.
В структуру ЕНАП входят 19 предметных ассоциаций, в них более 5000 человек. Лидеры этих ассоциаций - известные педагоги, мастера, профессионалы своего дела. От их позиции, оценки зависит во многом настроение в педагогических коллективах, они выступают в роли проводников лучших практик.
Постепенно ассоциация получает признание и на федеральном уровне. Мы создаём пул мероприятий, содействующих развитию системы образования Москвы. В марте на площадке школы № 1329 - проводим фестиваль лучших методических идей, проектов, по результатам которого издаётся сборник лучших авторских работ учителей.
В традицию входит августовский форум педагогического сообщества города. Но нам важнее встречи учителей разных предметов, их общение, рассказ о работе своих образовательных организаций и тех трудностях, сложностях, которые есть у каждого учителя.
Ассоциация - это объективно серьёзный канал взаимодействия с педагогическим сообществом, горожанами: члены нашей ассоциации представлены в различных советах, общественных палатах, они сотрудничают со СМИ.
Я глубоко убеждена: опираясь на поддержку Департамента образования, наша ассоциация получит новые возможности участия в реализации городских проектов».
Лучше практики: изучить и внедрить
Ассоциация по управлению качеством образования - одна из совсем «свежих». О ней рассказывает возглавляющий её Василий Левченко, замдиректора школы № 117.
Елена Семёнова, «АиФ»: Как появилась ваша ассоциация?
Василий Левченко: Идея возникла среди заместителей директоров - слушателей курсов переподготовки «Менеджмент системы качества образования» на базе Московского центра качества образования. На площадке курсов обсуждали проблемы оценки качества подготовки учеников и оценки работы учителей, нормативно-правовое регулирование, советовались с преподавателями, экспертами, юристами. И мы поняли, что нужно формировать профессиональное сообщество. Нас поддержал Московский центр качества образования.
- Какие у вас цели?
- Распространять лучшие практики управления внутренней системой оценки качества образования среди заместителей директоров образовательных организаций города; профессионально поддерживать заместителей директоров образовательных организаций по управлению качеством образования; содействовать членам нашей ассоциации - заместителям директоров в профессиональной деятельности.
- Кто вошёл в ассоциацию?
- В наших больших московских школах два года назад появилась новая должность - заместитель по управлению качеством образования. Раньше каждый заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе отвечал за свой участок: начальную, основную и среднюю школу. Сейчас есть заместитель по управлению качеством и заместитель по содержанию образования.
Заместитель по качеству выстраивает систему качества образования от дошкольного уровня до среднего общего, а в некоторых больших школах - до профессионального уровня. Потому что обеспечить каждому ребёнку максимальное развитие способностей можно, только объединив общую систему оценки качества, все подразделения, которые ранее существовали в автономном режиме.
- Поскольку все наши педагогические ассоциации - общественные, как ваша ассоциация может если не управлять, то влиять на качество образования?
- Мы абсолютно уверены: изучение и внедрение лучших практик, применяемых в системе московского образования, поможет оказать поддержку начинающим заместителям директоров и школам, показывающим невысокие образовательные результаты.
- Как вы считаете, почему педагогам необходима такая форма, как ассоциация? Например, ваша?
- 22 октября 2016 года в ГБОУ Школа № 117 прошла первая городская конференция Ассоциации по управлению качеством образования «Управление образовательной организацией на основе оценки качества образования». В ней приняли участие более 100 человек - действующие члены ассоциации, заместители директоров школ и их молодые коллеги. Процитирую нашего коллегу из ГБОУ Лицея № 1524: «Само рождение ассоциации было обусловлено необходимостью привести к общему знаменателю целый ряд важнейших вопросов качества образования. И конференция была ожидаемым и важным событием. Расширение кругозора, знакомство с коллегами, понимание того, что теперь есть центральное звено, связывающее всех нас с нашими общими вопросами и проблемами в единое целое. Конкретные практические разработки, которыми занимались не один год и, безусловно, ещё будут развиваться, следуя принципу постоянного совершенствования, открытость коллег, готовность поделиться и услышать друг друга - это новая мощная точка опоры любого заместителя по качеству».
Чтобы директора знали в лицо
Вэтом году в столичном образовании появилась Молодёжная ассоциация директоров школ Москвы. Кто они такие, что их объединяет?
Вступить в ассоциацию могут только руководители в возрасте до 40 лет и проработавшие в должности директора не более 10 лет - именно они и считаются молодыми директорами: самыми активными, открытыми для новаций и современных технологий.
- Сейчас мы завершаем работу над сайтом, он появится буквально на этой неделе, - обещает председатель ассоциации, директор школы № 1371 Илья Бронштейн. - Целей у нас три. Первая: организовать, консолидировать экспертное сообщество московского образования. Члены ассоциации - эксперты и часто комментируют актуальные темы развития образования. Вторая: сформировать имидж системы, стать лицом московского образования, представлять политику города в этой сфере образования. Ассоциация координирует участие молодых руководителей в медиапроектах и городских мероприятиях, сама инициирует их. Звучит амбициозно, но по сути так и есть. Ну а третий блок - самый очевидный: помощь в профессиональном становлении молодых, только что назначенных руководителей. Директором можно стать буквально с 24 лет, но при этом молодой специалист входит в коллектив, где люди в основном старше его и по меньшей мере опытнее. Мы - с позиции не наставника, но друга-эксперта - предостерегаем наших коллег от тех типичных ошибок, которые делают молодые директора. Часто встречаемся, общаемся, объясняем, как правильно позиционировать себя, помогаем стать более медийными людьми. Для этого у нас есть замечательный ресурс в виде московского образовательного интернет-телеканала. Если пользоваться этими возможностями, молодой руководитель очень быстро может стать узнаваемым, хорошо известным экспертом. Основной наш костяк - директора успешных, быстро развивающихся школ.
- Сколько всего молодых директоров в столице?
Илья Бронштейн: В городе работают 150 руководителей, которым ещё не исполнилось 40 лет, но не все они члены нашей ассоциации, ведь это дело сугубо добровольное. 53 из них входят в нашу ассоциацию.
- Как вы считаете, чем молодой директор отличается от немолодого?
- Ему, безусловно, приходится сложнее среди более опытных коллег. Ведь директор должен быть первым учителем, лучшим. А это очень тяжело, когда вокруг тебя более квалифицированные педагоги. С другой стороны, у молодого директора есть немало преимуществ перед его старшими коллегами. У него нет зашоренности, представления, что нужно делать так, потому что так всегда делают. Нет, он действует смело, современно, а наша задача - чтобы он совершил на этом пути как можно меньше ошибок.
- Что будет с руководителями, которые перешагнут за 40-летний порог?
- У нас предусмотрена возможность для тех, кто активен, контактен и занимает важную с нашей точки зрения позицию, продлить их членство в ассоциации.
- Вы входите в другие педагогические ассоциации, ту же «Лигу директоров»?
- Да, конечно, ведь одно другому не мешает. В нашей ассоциации все очень активные, и департамент нас в этой активности поддерживает.
На пути к совершенству
Неискушённому человеку покажется, что работа ассоциаций пересекается. Нет, они дополняют друг друга.
«Наша ассоциация официально зарегистрирована в марте 2016 г. Хотя создана она была неформально ещё в 2006 г. как клуб «Учителей года Москвы», - рассказывает замдиректора Городского методического центра Андрей Лукутин, председатель ассоциации «Межпредметная ассоциация содействия совершенствованию системы столичного образования» и «Учитель года Москвы-2004». - У нас были самые разные акции, форумы. Мы заняли свою нишу, свой большой пласт - содействие совершенствованию столичного образования. И решили сделать так, чтобы цель была очевидна и отражена в названии. Наша ассоциация объединяет учителей, которые уже добились успехов, признаны образовательным сообществом в Москве и России, преподавателей из топовых школ, чьи ученики показывают хорошие результаты.
Мои коллеги, успешно прошедшие разные профессиональные конкурсы, в том числе «Учитель года Москвы» и метапредметную олимпиаду «Московский учитель», этими конкурсами и занимаются: разрабатывают критерии оценки, организовывают и ведут этот конкурс, метапредметную олимпиаду, проводят съезды учителей Москвы, принимают участие в экспертизах учебной литературы. Сегодня у нас в работе 5-6 проектов, мы реализуем их и совместно с Департаментом образования, и самостоятельно.
Важная тема, которой мы вплотную начали заниматься в проекте на портале «Московская электронная школа» (https://uchebnik.mos.ru), - создание электронных сценариев уроков по всем предметам. Сценарии от лучших учителей удобны в использовании и насыщены интересным содержанием, позволяют сэкономить время при подготовке к уроку. Педагог может использовать готовый сценарий или при помощи него дополнить свой оригинальный урок.
На этот год мы наметили несколько больших встреч с нашим коллективом: с директорами, педагогами и другими специалистами. Одна из них уже состоялась на организованном нами съезде учителей в сентябре. В конце декабря мы соберёмся, чтобы обсудить, как прошла метапредметная олимпиада, которая очень объективно выявляет предметные и метапредметные умения наших учителей. А в апреле, когда будем подводить итоги года, соберёмся на большой «круглый стол» обсудить, что необходимо современной школе: междисциплинарные объединения или привычные объединения предметников.
Мы можем и не соглашаться друг с другом, но очевидно, что мы люди с одними интересами, смотрящие в одну сторону. Мы все понимаем: система московского образования должна совершенствоваться и достигать лучших результатов, и это наша задача».
Родителей нельзя отделить от школы
На вопрос о том, есть ли связь между ассоциациями педагогов и родителями, Людмила Мясникова, председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности, ответила с искренним удивлением: «А как же! Разве можно разделить учителей и родителей?»
«Работа Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности и работа ассоциаций столичных учителей тесно связаны, - уверена она. - Вопросы, которые задают нам родители, касающиеся программ, учебников, учебных планов, вопросов олимпиад, подготовки к единому государственному экзамену, организации школьных научных сообществ, мы обращаем к представителям ассоциаций учителей и всегда получаем грамотный и полный ответ.
Конечно, совместные обсуждения у нас проходят. Как заинтересовать детей предметом, как привить детям любовь к предмету, как сделать его изучение интересным, как мотивировать ребят и как получить отличные знания. На все эти вопросы мы ищем ответы вместе с нашими учителями».