Примерное время чтения: 6 минут
302

Учеба в эпоху интернета. Цифровизацию обсудили на педфоруме в Москве

предоставлено Департаментом образования

В столице проходит масштабный педагогический форум. На филологической неделе участники обсудят вопросы развития содержания и технологий гуманитарного образования, изменения в подходах преподавания. В первый день речь шла о формировании у учащихся на уроках русского языка и литературы умений, необходимых для личной и профессиональной самореализации, методах подготовки школьников к участию в олимпиадах, перспективах развития преподавания иностранных языков и роли коммуникации в современном мире.

«Грядущая неделя посвящена таким предметам, как русский язык, литература и, конечно же, иностранные языки. Эта неделя, безусловно, пройдет интересно не только для тех, кто относится к указанной категории учителей-предметников, поскольку основная философия нашего форума состоит в том, что мы приглашаем всех без исключения к разговору как предметному, так и метапредметному», — сказал на открытии второй недели форума директор Городского методического центра Андрей Зинин.

На экспертной сессии «Гуманитарное образование в пространстве мировой коммуникации» выступила ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, доктор педагогических наук Маргарита Русецкая.

Она отметила ключевую роль, которую в современном мире играют коммуникации в образовании, на рынке труда, в бытовом общении. Как автор научных исследований в области детской логопедии Маргарита Николаевна начала с проблем, которые возникают у современных детей ещё на этапе обучения речи и письму, то есть при формировании первичной языковой личности. Выявление и коррекция нарушений речи, по мнению эксперта, — важнейшая задача дошкольного образования.

«Но и преподаватели вузов сталкиваются с тем, что современные абитуриенты не могут сформулировать мысль на родном языке как устно, так и письменно. И это серьезная проблема для освоения будущей профессии, устройства на рынке труда. Русский язык и коммуникация на русском языке, по мнению работодателей, — компетенция номер один», — подчеркнула Русецкая.

Фото предоставлено Департаментом образования

Спикер также отметила изменения в языковой личности, которые произошли в последние годы под влиянием цифровой трансформации нашей жизни.

«Эпоха Гутенберга, классической книги, заканчивается, на смену ей приходит эпоха интернета. Появился новый тип общения: дисплейная коммуникация (по терминологии академика Костомарова). Поэтому школа теперь должна учить детей не только классическим видам устной и письменной речи, но и цифровой коммуникации», — пояснила Русецкая.

Эти изменения, по мнению спикера, несут в себе как новые риски, так и новые возможности. Она подчеркнула, что педагоги теперь должны учить детей не только речи и письму, но и цифровой коммуникации.

В ходе экспертного интервью ведущие директора московских школ обсудили вопрос эффективного лидерства в педагогическом коллективе. По мнению участников диалога, современный руководитель школы должен обладать талантом управленца и при этом живо интересоваться образовательным процессом.

«Действительно, нередко профессионалы из других областей становятся настоящими новаторами, — отмечает Татьяна Архипова, директор школы № 2123 им. Мигеля Эрнандеса. — У них больше активного любопытства. Есть воля к реализации. Они готовы к нестандартным решениям. Само по себе педагогическое образование или даже опыт, на мой взгляд, не могут гарантировать эффективного управления, но все-таки я считаю, что получить базовые знания в области возрастной психологии, физиологии ребенка, знать основные методики преподавания очень важно. И еще необходимо понимать вехи развития педагогической мысли. Так как директор школы в своей ежедневной деятельности решает педагогические задачи, получить такое образование важно. Речь о том, чтобы стремиться сохранить педагогические ценности, жить в них и решать эти задачи правильно».

Архипова отметила, что в Москве для директоров организовано множество курсов и тренингов для повышения квалификации. В том числе Московский центр кадрового потенциала образования (МЦРКПО) создал площадку по обмену опытом для управленцев со всей России.

«Проект „Взаимообучение городов“ позволяет директорам школ и их заместителям обмениваться опытом с региональными коллегами. Кроме того, МЦРКПО ежемесячно организовывает множество бесплатных вебинаров для повышения квалификации», — отметила Татьяна Архипова.

Свое выступление Антон Скулачёв посвятил тому, как выстраивать личностный смысл литературы для ученика, проектировать предмет начиная с конкретного урока, задания и заканчивая планированием курса в целом.

Личностный смысл важно ставить на первый план, потому что в этом кроется секрет привлекательности для ученика того или иного предмета.

Фото предоставлено Департаментом образования

«Для кого-то урок русской литературы нужен, чтобы отрефлексировать свой собственный мир. Для кого-то урок литературы нужен, чтобы ученик раскрыл свой творческий потенциал, выразил себя. Сколько ответов, столько и учителей. Важно этот вопрос себе постоянно задавать как каждую минуту урока, так и при планировании учебного года. Для меня урок литературы нужен для того, чтобы ученик выстраивал коммуникацию с самим собой и окружающим миром», — отметил спикер.

Напомним, что на форуме запланировано 7 предметных недель. После филологической недели состоится открытый разговор о естественнонаучных дисциплинах, общественных и художественно-эстетических науках, спортивно-оздоровительных дисциплинах, а также об обучении в начальных классах.

Программа Московского педагогического форума размещена на сайте «Школа большого города». Трансляции доступны на портале Московского образовательного телеканала.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах