Библиотеки хватит на всех
В каникулы школьники учатся по собственной инициативе. Этой весной в «Московской электронной школе» (единой для всего города образовательной цифровой платформе с широким набором сервисов для учителей, директоров, учеников и родителей) открылось направление самодиагностики учащихся.
«Мы не ожидали такого огромного количества пользователей! За первые полтора месяца работы сервиса произошло свыше 1 млн запусков диагностических работ. Летом ребята тоже пробуют свои силы, в том числе скачивают работы будущего учебного года», – сообщает руководитель Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
Самодиагностика охватывает 5 предметов начальной школы и 12 дисциплин средней и старшей школы. Задания прошли многоступенчатую экспертизу. После прохождения теста сразу выдаётся детальный анализ с указанием пробелов и тем, рекомендуемых для дополнительной отработки. П. Кузьмин подчёркивает, что результаты ребёнка доступны только семье и в школу не попадают.
Также в «Московской электронной школе» недавним новшеством стало открытие всей библиотечной базы материалов, созданных учителями Москвы, пользователям российских регионов и мира. В библиотеке МЭШ доступны 38 тыс. электронных сценариев уроков, сотни учебников, художественная литература, свыше 63 тыс. интерактивных приложений – богатейшая база для проведения занятий. Не зря в 2018 г. на образовательном саммите в Хельсинки проект МЭШ включили в список 100 главных образовательных проектов мира. Кроме того, уже в каникулы любой учитель может пополнить библиотеку МЭШ своими материалами и в случае их востребованности пользователями попробовать получить грант правительства Москвы за вклад в развитие проекта.
Талантлив каждый
Июнь оказался особенно жарким для 9-классников, которые в два этапа поступали в IT-классы московских школ, чтобы углублённо изучать информационные технологии. Школы с такими десятыми классами с сентября откроются в разных московских районах, это ещё один проект в рамках предпрофессионального образования. Подростки освоят следующие области: программирование, информационную безопасность, моделирование и прототипирование, робототехнику, большие данные и технологии связи, то есть самые современные направления в IT. С детьми станут работать сотрудники ведущих компаний и вузов, а учителя пройдут дополнительное обучение. Кстати, в эти дни 79 московских учителей информатики занимаются под руководством преподавателей Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.
Другие проекты предпрофессионального образования тоже направлены на предоставление школьникам профессиональных проб. В 2018/2019 учебном году всё новые школы открывали у себя инженерные, медицинские, академические, кадетские классы, Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования. «Очень интересен опыт, когда школа становится частью большого федерального вуза, – полагает директор Московского центра технологической модернизации образования Марианна Лебедева. – В прошедшем учебном году в структуре 12 вузов были открыты предуниверсарии для школьников».
Летом московские школьники в составе сборной России покоряют международные олимпиады. «Каждый ребёнок талантлив, и каждая школа может и должна развивать его таланты», – уверен директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. Все школы Москвы в сентябре проведут первый этап Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Это возможность выявить таланты даже среди тех, кто пока учится не блестяще. Так как город выравнивает стартовые позиции учебных заведений для предоставления качественного образования, то победителей и призёров заключительного этапа ВсОШ в нынешнем учебном году подготовили более 40% всех школ города. И. Ященко рекомендует летом порешать задания на портале olimpiada.ru. Сделать это он советует и родителям: осенью состоится олимпиада, в которой наравне с детьми сможет принять участие любой взрослый житель столицы.