Примерное время чтения: 8 минут
542

Попасть в десятку. Школьное образование Москвы получило мировое признание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Как вырастить нобелевского лауреата 07/09/2016
Наши школьники обладают не только знаниями, но и смелостью в принятии решений. Доказано официально.
Наши школьники обладают не только знаниями, но и смелостью в принятии решений. Доказано официально. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Москва - в отличниках 

Знания без умения их применить на практике - всего лишь набор букв и цифр. Чемодан, который закрыт. Вот почему во всём мире сейчас ценится не количество информации, усваиваемой конкретным человеком, а его способность творчески её адаптировать к жизни. Как выяснилось, у наших школьников с этим всё в большом порядке.

«Московские школьники молодцы! И московские учителя тоже. Ведь это они учат детей применять полученные в школе знания в жизни, творчески их приспосабливать ко всему, с чем человек соприкасается, - рассказал на пресс-конференции, посвящённой результатам московских школ в международном исследовании качества образования PISA (Programme for International Student Assesment), Андреас Шляйхер, директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития).- Стандарты PISA выявляют способность к креативному использованию полученных в школе знаний, и то, что школьники Москвы вошли в десятку мировых лидеров по математической и читательской грамотности, вызывает огромное уважение. Такие исследования мы проводим в 65 странах мира, у меня есть все данные для сравнения. И вот что особенно поразило в результатах Москвы. Во-первых, необычайные активность и заинтересованность столичных властей в этом исследовании - оно проводилось по инициативе правительства Москвы при его активном содействии и участии. Во-вторых, масштаб - это крупнейшая выборка для региона в истории исследований PISA, в нём приняло участие более 42 тысяч школьников из московских школ (тестировали все 609 школ - столько заведений у нас занимается по стандартной общеобразовательной программе). В-третьих, удивили неожиданно высокие результаты школ со, скажем так, сдержанным социально-экономическим уровнем - это говорит о высоком стандарте образования в Москве в целом».

Смелость рейтинги берёт

Как проводилось исследование? Никакой предварительной подготовки подростков не было. Никто не нервничал и не зубрил. Каждая школа предоставляла полный список своих 15-летних учеников, а международные исследователи в произвольном порядке отбирали по 85 человек самого разного уровня. Не отличников и завсегдатаев олимпиад, а ребят с резко отличающимися оценками, что обеспечило объективность результатов. (Их, кстати, потом несколькими способами проверяли, чтобы подтвердить непредвзятость исследования. Результаты наших школ были признаны объективными без исключения - а это большая редкость для мировой практики.)

Задания были непохожими на вопросы ЕГЭ. Требовались знания не по одной школьной дисциплине, а сразу по нескольким, необходимо было «объединить в голове» информацию, полученную на совершенно разных уроках, творчески и критически её пере­осмыслив. Это напоминало олимпиады, так как предоставлялась максимальная возможность для смелых и необычных решений. Приятно, что наши ребята показали себя достаточно смелыми. Теперь официально подтверждено, что по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы находится на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира, по уровню естественнонаучной грамотности - на уровне топ-20, а в навыках работы с информацией 15-летние москвичи опережают подавляющее большинство стран - участниц исследования. Мы максимально приблизились к лидеру образовательной системы PISA - Шанхаю. 

«Шанхайская система образования - в заслуженных лидерах, у неё есть чему поучиться, - считает А. Шляйхер.- Во-первых, максимально пристальному вниманию к дошкольному образованию, ведь навыки получения знаний закладываются в детстве. Во-вторых, в Шанхае постоянно повышают квалификацию учителей - они регулярно соревнуются между собой, проводят мастер-классы друг для друга и пр. В-третьих, девять из десяти шанхайских школьников твёрдо уверены в том, что благодаря труду и упорству можно достичь любых результатов, а на одном таланте, как говорится, далеко не уедешь. В-четвёртых, там очень чётко налажена связь между передовыми школами и отстающими, отличники подтягивают двоечников. И я рад был узнать, что в Москве в этом плане также делаются огромные шаги. Это путь в успешное будущее. Впрочем, судя по результатам исследования, у вас уже и настоящее успешное, очень заметно, какая грандиозная работа ведётся в школах».

Своё нужно беречь

За счёт чего мы «выбились в отличники»? «Это закономерные результаты того, что было сделано в плане образования в Москве в последние 5 лет, - объясняет Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. - Правительство Москвы дало школам огромную степень свободы, вместе с которой пришла и ответственность. Также большую роль сыграл и тот факт, что в столице сделан акцент на максимальное вовлечение при изучении одного предмета знаний из других дисциплин. Кроме того, очень важным фактором стало развитие дополнительного образования  - именно благодаря ему наши ребята научились мыслить нестандартно и смело, что было блестяще продемонстрировано во время исследования PISA».

Лучшими гордимся!

«Самую большую радость в этом исследовании лично мне доставило то, что по результатам PISA топ-300 столичных школ очень близок к топ-100, нет такого разрыва между лучшими и средними учреждениями, какой был раньше, - подчёркивает Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы. - 300 московских школ находятся на очень достойном мировом образовательном уровне, этим можно гордиться. Не элитарные участники олимпиад «сделали» нам такую цифру, а обыкновенные школьники, значит, ситуация с качеством учёбы меняется. Это закономерный результат, и для его получения было предпринято много усилий. Например, раньше участие в олимпиадах принимали только 100 школ, а с 2011 г. мы добились, чтобы привлекались абсолютно ВСЕ школы, и уже в 2013-2014 гг. почувствовали результативность этого решения. Усилили управленческие команды. Уделили пристальное внимание дополнительному образованию, развивающему нестандартность мышления. Приучили столичные школы к регулярным независимым диагностикам и работе над ошибками. И сейчас, получив результаты PISA, активно их анализируем и намереваемся максимально использовать для продолжения улучшения качества образования.

Например, важный вектор обрисовался - необходимость в повышении практической ориентированности обучения. Уже открыли и ещё будем открывать медицинские, инженерные, научно-технологические классы. Ещё постараемся, чтобы элементы химии и физики в составе других предметов наши школьники начали изучать раньше, как это принято в мировой практике. Мы задейст­вуем для этого мощнейший резерв - дополнительное образование, так как к естественно-научным кружкам у наших школьников большой интерес. А у нас - большой интерес к их интересам!»

Планы на будущее

Михаил Мокринский, директор школы «ЛЕТOVO»:

- Очень важный принцип, принёсший успех шанхайской системе образования, - помощь со стороны школ-отличниц тем, у кого дела идут не так хорошо. Я очень рад, что такая система уже начала работать в Москве и будет внедряться в будущем ещё более активно. Наши школы из топ-300, показавшие высокие результаты, будут помогать не только другим столичным школам, но и образовательным учреждениям по всей стране. Благодаря этому высокий уровень среднего образования у нас будет не элитарным, а массовым в хорошем смысле этого слова.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах