Примерное время чтения: 11 минут
6643

«По помойкам школьников искала, с поездов снимала». Исповедь учителя

5 октября более ста стран по всему миру отмечают День учителя. А ровно 51 год назад на конференции, созванной ЮНЕСКО и Международной организацией труда, был принят первый международный документ, определяющий условия труда преподавателей — Рекомендация «О положении учителей». Как на самом деле живут и работают педагоги, АиФ.ru узнал у учителя высшей категории Марии Анатольевны, которая вот уже 30 лет сеет разумное, доброе, вечное.

«После уроков по теплотрассам детей искала»

Стать преподавателем мне посоветовали родители, потому что сама я мечтала о другой профессии. Когда училась в восьмом классе к нам в школу пришли сотрудники ГПТУ, агитировали поступать на «Машиниста козловых кранов». Они так здорово рассказывали про специальность, что я «загорелась». Счастливая прибежала домой и объявила маме с папой о своём решении быть транспортировщиком грузов. Родители, конечно же, оказались против такой затеи. Сказали не позориться и отправляться в педагогическое училище, что я и сделала. Средний балл аттестата у меня был хороший, а в заведении как раз недобор, поэтому поступила туда без экзаменов. Окончила с отличием и сразу же устроилась в общеобразовательную школу. Тогда же меня добровольно-принудительно назначили инспектором по охране материнства и детства. Это был ответственная и тяжёлая работа, которая никак не оплачивалась, но от неё нельзя было отказаться. Я отводила уроки и шла по теплотрассам искать детей, чтобы привести их в школу. Под мою ответственность попадали все беспризорные ребята и неблагополучные семьи из нашего района. 

Однажды мне пришлось стать свидетелем такого происшествия. Папа пришёл домой и застал маму с любовником. Скандал устраивать не стал, а просто взял оружие и застрелил обоих. На место преступления вместе с полицией вызвали нас — инспекторов, чтобы оформить опекунство над дочерью. Помню, заходим в квартиру, а там всё в крови. В комнате стоят бабушка в истерике и заикающаяся девочка. Жуть такая...

И по помойкам школьников искала и с поездов снимала, чтобы они в классах сидели, знания получали. Вот одна такая девочка училась у меня в первом классе, хотя ей 13 лет было. Закончится урок, она выйдет, покурит, потом обратно в класс вернётся. 

Был ещё мальчик, который зимой в угле спал, зарывался в него, чтобы не замёрзнуть на улице и два пальца отморозил. Ночевал он там, потому что дома за ним пьяный папа с топором гонялся.

Всё это происходило на заре моей молодости — с 1987 по 1994 год. Тогда же учила мальчика-цыгана. Его папа хорошее место в таборе занимал. То ли бароном был, то ли ещё кем-то. И вот как-то раз во время урока к нам в класс залетает мама этого ребёнка, говорит, что отца посадили, и просит меня: «Если вдруг появятся цыгане, спрячьте его, пожалуйста». Повезло, что наш кабинет находился в конце коридора. Когда я услышала шум за дверью, выглянула из неё и увидела тех, о ком нас предупреждали, то успела укрыть мальчика в шкафу за шторкой, где дети переодевались. Слава богу, не нашли. А то, кто знает, может нас всех бы тогда перестреляли.

Раньше ещё учителей заставляли по квартирам ходить, семьи учеников навещать. Проверял это директор, который мог прийти на любое собрание и спросить родителей, к кому из них на этой неделе заглядывал преподаватель. Если никто не поднимал руку, то педагогу делали выговор или накладывали взыскание. Я сначала тоже так ходила, а потом сказала: «Уважаемые родители, у меня куча тетрадей, я тружусь в две смены, работаю инспектором, ну неужели вам трудно сказать, что я была у вас дома? Тем более, уже ко всем по разу точно заходила». И меня прикрывали, потому что иначе что, умереть по пути?

«Своей работой довольна»

Несмотря на тяжёлый труд, в профессии учителя я не разочаровалась. Работаю в школе уже 30 лет и своей работой довольна. Мне нравится быть в центре событий, видеть результаты собственных трудов. У меня замечательные классы, которые всегда занимают призовые места в олимпиадах и получают хорошие баллы на экзаменах. Меня до сих пор навещают дети, которых я уже давно выпустила. И вообще, все мои ребята — это одна большая дружная семья. Пятиклашки ходят в гости к первоклашкам, вместе с ними выезжают на природу, участвуют в мероприятиях.

Ученики делятся со мной и радостью, и грустью. Если принесут семейные проблемы в школу, то мы с ними один на один пошепчемся, обсудим, как с ними бороться, или не бороться, как поступить, чью сторону — мамину или папину принять, а может сохранить нейтралитет. Бывает, что детям больше не с кем посоветоваться. Я чувствую, что нужна им. 

Приятно знать, что я ращу будущее страны. И так как сама являюсь патриотом России и нашего учебного заведения, то моё воспитание и активная жизненная позиция передаются ученикам. Они тоже всюду лезут, везде участвуют. Я работаю со всей отдачей. И преподавание для меня — просто хобби, поскольку учить ради денег — смешно.

«Зарплата у меня очень даже небольшая»

Медведев же сказал, что быть учителем — это призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше». Поэтому, конечно же, зарплата преподавателей не соответствует их труду. Например, большинство детей из моего класса часто отдыхают с родителями на Бали и других островах, летают по всей России, а я себе не могу это позволить. Получается, как в нашумевшем анекдоте: 

— Почему учитель не берёт одну ставку, а берёт полторы ставки?

— Да потому что на одну ставку есть нечего, а на две ставки — уже некогда. 

И, к сожалению, это действительно так. Зарплата у меня очень даже небольшая, чуть больше 20 тысяч, несмотря на то, что 30 лет школе отдала. Хотя, если брать по России, то грех жаловаться. Смотрела недавно одну конференцию, так там сказали, что учитель из Красноярского края, вроде, всего 10,5 тысяч получает. 

Самому на такие деньги прожить сложно — нужно во всём себе отказывать. А хочется и выехать куда-то и прикупить что-нибудь нормальное. Вот сапоги зимние хорошие сейчас в районе 10 тысяч стоят. Но если их приобрету, тогда не смогу заплатить за квартиру, а у меня ещё ребёнок есть, которого тоже нужно обеспечивать. А что муж? У него же тоже могут быть свои потребности. 

«Учитель — не паровоз»

Огорчает ещё отношение некоторых родителей к учителям — очень потребительское. Они обращаются с ними как с представителями сферы услуг, будто преподаватели им что-то должны. Хотя педагоги, в общем, как и все люди, никому и ничего не должны. Они просто сеют разумное, доброе, вечное.

Вот, например, я работаю в гимназии, и у нас есть добровольный взнос в размере около 300 рублей. И родители делают его школе, а не мне в карман. Но дело в том, что, когда говоришь папам и мама, что у ребёнка что-то недоработано (домашнее задание не сделано, правила не выучены), они отвечают: «Ну, мы же вам платим, вы же должны с ним заниматься!». Разве это не потребительское отношение? Я обязана на уроке выложиться, что и делаю, а после уроков, извините, это моё личное время. Хотя, конечно, остаюсь и бесплатно занимаюсь с ребятами, которые пропустили много занятий из-за болезней или с теми, кто хочет пересдать контрольную.

Взрослым нужно понимать, что основной материал даётся на уроке и дети должны отрабатывать его в течение этих сорока пяти минут. А учителя не обязаны тянуть на себе всё как паровозы. Работа на благо ребёнка должна осуществляться в тандеме с родителями.

Находятся среди мам и пап те, кто считает, что учитель недооценивает их дитя, поэтому они приходят в класс выпрашивать оценки. Причём не просто выпрашивать, а даже требовать. Являются и говорят: «Я считаю, что мой ребёнок знает на пять». В такой ситуации я с ними не спорю, а просто открываю тетрадочку ученика и показываю ошибки. Могу ещё пригласить ребёнка и попросить рассказать правила, которые он с родителями якобы учил и, которые он якобы знает. А школьник бедненький глазами хлопает и не знает, что сказать. 

А ещё родители считают, что детям нужно ставить пятёрки авансом, на будущее, чтобы они потом стремились к ним. Но это огромное заблуждение. Если нарисовать в дневнике дармовую оценку хоть раз, ребёнок начнёт понимать, что в этой жизни он может получить всё просто так, без каких-либо усилий, и перестанет стараться. Он будет надеяться, что пятёрку ему подарят ещё раз или родитель без проблем «выбьет» её из учителя. Поэтому я никогда не иду на поводу у мам, пап и учу детей так, как считаю нужным. Как показало время, мои методы работают. В классах всегда много медалистов. Дети занимают престижные места в конкурсах и олимпиадах, без проблем поступают в вузы. 

Все родители «выбивают» оценки по-разному. Кто-то пытается задобрить дорогими конфетами, а некоторые даже позволяют себе крикнуть. От «подарков» — отказываюсь, а с теми, кто повышает на меня голос, даже не разговариваю. Я прекрасно знаю, как и что мне преподавать детям, потому что училась этому восемь лет и продолжаю учиться до сих пор вот уже 30. Ко всем отношусь одинаково и предъявляю равные требования. Любимчиков у меня нет, мне нравятся все дети, потому что понимаю, раз они пришли ко мне учиться, нужно принимать их как данность.

Были среди родителей и те, кто приходил ко мне домой, просил сделать ребёнка отличником, и те, кто через директора действовал. Являлись к нему и говорили про меня всякие гадости. После этого, конечно же, я оказывалась в кабинете у начальства. Но приходила туда не одна, а с тетрадками и дневником. Тогда уже выяснялось обратное, что в дневник, как и в тетрадки, родители даже не заглядывают, а просто слушают, что им сочиняет ребёнок. А дети наговаривают на преподавателей для того, чтобы скрыть свою неуспешность, показать, что виноваты не они, а кто-то другой. Чтобы мама их любила, не била и не обижала. Потому что у некоторых родителей разговор короткий — ремень, а раньше ещё и кипятильником били. Вот, чтобы наказания избежать, нужно обвинить кого-то другого. А кого проще всего? Правильно, учителя. Но всё возвращается на круги своя, как ни ври. Если ребёнок ленивый, то он ленивый. Если родитель слепой по отношению к своему сыну или дочке, то он таким и остаётся.

«Спать ложусь в два часа ночи»

Я считаю, что учительские дети — самые несчастные. Их мама отдаёт всё внимание чужим ребятам, а на собственных просто нет времени. Знаю, что это неправильно, но у меня в семье именно так. 

Обычно я встаю в пять-шесть утра, чтобы закончить подготовку к предметам. В восемь часов прихожу в школу и нахожусь там примерно до седьмого урока, даже если их всего четыре, потому что ученики показывают мне работы над ошибками, пересдают контрольные и самостоятельные. Когда дети уходят, я приступаю к проверке тетрадей. Делаю это очень долго, потому что в классе у меня свыше 30 человек и у каждого из них индивидуальная работа. Затем готовлюсь к урокам на следующий день, делаю презентации, распечатываю карточки с заданиями, заполняю обычный и электронный журналы. Вот и получается, что спать ложусь примерно в два часа ночи, потому что есть ещё муж, которого необходимо накормить, и сын, у которого нужно проверить домашнее задание. А на это тоже требуется время.

Хорошо, что сейчас родители учеников домой не звонят. А то несколько лет назад телефон просто «разрывался». Могли в 10 вечера позвонить, чтобы узнать домашнее задание или спросить про успехи ребёнка. Звонили так часто и настойчиво, что муж однажды психанул и сменил номер телефона, да ещё отказывался мне его называть.

Сейчас всё стало гораздо проще. У нас с родителями есть группа в WhatsApp, где они могут обсудить, что хотят. И есть номер моего сотового, который они набирают лишь в крайних случаях, если опаздывают на урок или ребёнок заболел. Больше «пустыми» звонками меня не беспокоят.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах