Какой он — «Учитель будущего»? Ответ на этот вопрос дали участники финала одноименного профессионального конкурса, который на днях прошёл в Санкт-Петербурге.
Это один из ключевых проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Также соревнование проходило в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование». Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения, а оргкомитет возглавляет заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.
«Учитель не просто сопровождает ребенка, он направляет его, поддерживает, помогает увидеть и раскрыть его потенциал. Настоящий учитель способен привить ребенку такие ценности, как честность, порядочность, ответственность и трудолюбие. Желаю вам, дорогие учителя, в сплоченной командной работе раскрыть свои лучшие профессиональные стороны. Удачи вам! Вы уже в финале, а значит, вы все победители!» — написала в своём приветствии вице-премьер.
Никто из школы не уехал
— Из 39 тысяч участников на старте в финал вышли 99 команд — 296 учителей из 44 регионов России. То есть на одно место претендовали 132 человека, — рассказал генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров. — Лидером по числу финалистов стал Санкт-Петербург. Из Северной столицы поступило больше всего заявок — около 3 тысяч, почти 10% общего количества. Также в первую пятёрку вошли Кемеровская, Свердловская области, Чеченская Республика и Ставропольский край. Важно, что в командах были не только опытные учителя, представители педагогических династий, но и много молодежи.
Принцип командной работы, «триединства» (в каждом «звене» по три человека), был заложен и в основную идею конкурса. Как следует из его концепции, учителя не только несут знания, преподают дисциплины, «но и оказывают психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, а также владеют „словом“ как инструментом воспитания». Вот и в Петербурге финалистам предстояло преодолеть три этапа конкурса: междисциплинарный урок, воспитательное мероприятие и участие в конференции в качестве спикеров. Впрочем, к испытаниям педагоги были готовы. Во-первых, они прошли через серьёзный отбор на региональном уровне, а во-вторых, большинство уже обладали опытом работы.
Так, учитель английского и немецкого Елена Волошина шесть лет трудится в школе № 17 Нового Уренгоя. Она одна из стипендиаток программы «Новый учитель Ямала». Её суть — молодой преподаватель предлагает, защищает проект и получает финансирование на его реализацию. По проекту Елены в школе появилась инновационная лаборатория иностранного языка. На это было выделено 900 тыс. руб., приобретено оборудование и программное обеспечение.
— У нас в школе 17 человек получили такие гранты, — с гордостью рассказала девушка. — Приехали со всей России, и никто не вернулся обратно. Мы хотим развиваться, давать качественные и яркие уроки. Поэтому с вдохновением участвуем в конкурсе «Учитель будущего». Почерпнули много полезного. В том числе увидели эффективность и продуктивность командной работы.
Как работать в команде?
Умение действовать сплоченно пригодилось учителям и во время междисциплинарных открытых уроков в ведущих образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Здесь каждая команда продемонстрировала умение выходить за академические рамки и так подавать сложный материал, что ученики с готовностью включались в обсуждение. В итоге заданную тему в сжатое время удавалось освоить комплексно.
— У нас подобралось уникальное сочетание — музыка, английский и география, — рассказала Наталья Якушева, учитель Аничкового лицея. — И все это нужно было объединить — получился занимательный процесс. Мы приобрели очень интересный опыт, который пригодится и в дальнейшем.
Параллельно в эти же дни команды финалистов представляли в форме открытой конференции свои методические проекты и разработки в сфере образования. А если возникали вопросы, педагоги имели возможность задать их непосредственно руководителям отрасли.
Так, после церемонии открытия состоялась встреча с губернатором Кировской области, председателем комиссии Госсовета РФ по направлению «Образование» Игорем Васильевым. Её участники обсудили проблему дефицита педагогических кадров, возможность привлечения молодежи в профессию, готовности учителя ответить на вызовы времени. С большим вниманием все слушали и директора института педагогики СПбГУ, профессора, д. п. н, члена-корреспондента РАО Елену Казакову.
Также в рамках деловой программы состоялся круглый стол на тему: «Может ли школа с традициями стать школой для учителей будущего?». В нём приняли участие министр просвещения России Сергей Кравцов, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, заместитель гендиректора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов и народный учитель России, председатель совета Академической гимназии № 56 Петербурга Майя Пильдес. Обмен мнениями прошёл в режиме открытого диалога. В частности, эксперты и финалисты обсудили компетенции педагога и силу «цифры». Шла речь и о том, каким видят «учИтеля будущего» ученики, родители, школа и государство.
Не остаться «за бортом»
Необычное задание ожидало участников и в последний день смотра. За сухой формулировкой — «Проектирование воспитательного мероприятия» — скрывался увлекательный и остросюжетный квест. Команды работали на десяти разных площадках Петербурга. В том числе в музее Российских железных дорог, Доме молодежи «Квадрат», Русском музее, Аничковом дворце, Академии талантов, университете ИТМО и т. д. После жеребьёвки и распределения им предстояло за короткое время творчески осмыслить ресурсы площадки, предложить формат занятия для детей конкретного возраста, подать его как методику и защитить свой проект. А впоследствии реализовать его у себя в регионах.
— Мы оказались в библиотеке им. Гоголя, — поделилась впечатлениями учитель «Лингвистической школы им. Ю. Д. Дешериева» из Грозного Айна Сембиева. — В итоге у нас было 3 часа, чтобы подготовить воспитательное мероприятие. Мы решили провести его для детей, которые содержатся в воспитательных колониях. В Чечне их нет, но в России расположены 18 таких учреждений. Часто ребята там остаются «за бортом», хотя должны быть полностью вовлечены в образовательную программу. Мы решили им помочь и провести онлайн-экскурсию: поговорить о развитии, профориентации, патриотизме. Планируем начать с колонии в Колпине под Петербургом.
В итоге педагоги из Чеченской республики вместе с ещё 30 командами из 19 регионов России стали победителями конкурса «Учитель будущего». Церемония награждения грамотами и подарками проходила в Смольном, и таких оваций, песен, игры оркестра баянистов актовый зал этого знаменитого исторического здания не слышал давно. Как подтвердили организаторы, по итогам из числа лауреатов будет сформировано сообщество «учителей будущего». Причём их будут сопровождать, поддерживать и в дальнейшем — это тоже одна из задач конкурса. Лучшие педагоги страны получат возможность поработать с популяризаторами науки, руководителями и методистами ведущих учреждений страны в области образования. А уже этой весной они станут участниками программы Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
— Учитель будущего — это мостик, который соединяет день сегодняшний и наступающее завтра, — высказала свою точку зрения учитель русского языка и литературы школы № 81 Нижнего Тагила Анжела Ершова. — Он разделяет интересы своих учеников, живет их заботами. И не стареет душой. Наша профессия обязывает, чтобы мы шли в ногу со временем. Мы учим детей, а они и есть наше будущее.