Примерное время чтения: 7 минут
319

Образование будущего. Как сделать университеты конкурентоспособными

Сюжет Дальний Восток. Жить и работать
В Хабаровске состоялась стратегическая сессия «Развитие науки и высшего образования на Дальнем Востоке».
В Хабаровске состоялась стратегическая сессия «Развитие науки и высшего образования на Дальнем Востоке». Фото предоставлено пресс-службой Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Как повысить доступность высшего образования, поднять конкурентоспособность и инфраструктурную обеспеченность вузов, трудоустроить выпускников и поддержать талантливую молодежь? На эти и другие вопросы ответили участники стратсессии. Лучшие из выработанных решений лягут в основу программы развития дальневосточных вузов.

В Хабаровске под руководством министра высшего образования и науки России Валерия Фалькова и министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, при активном участии губернаторов Хабаровского края Михаила Дегтярева и Камчатского края Владимира Солодова состоялась стратегическая сессия «Развитие науки и высшего образования на Дальнем Востоке». Над решением вопросов науки и высшего образования на Дальнем Востоке, разработкой системных мер по повышению эффективности работы вузов и привлечению молодежи в регион работали ректоры дальневосточных и ведущих российских вузов, представители органов власти, представители единого института развития — Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Мероприятие, прошедшее 25-26 ноября, собрало около 100 участников.

В первый день участники стратегической сессии распределились на шесть групп для определения основных проблем науки и образования на Дальнем Востоке по направлениям: конкурентоспособность университетов, трудоустройство выпускников, кадровый потенциал университетов, доступность высшего образования, работа с талантами и образовательная инфраструктура. Модераторами мероприятия выступили представители ведущих вузов России.

Работу в группах предварили установочные выступления федеральных министров и губернаторов.

Так, глава Минобрнауки отметил, что необходимо создать условия, чтобы наиболее способные и подготовленные выпускники школ могли получать качественное образование на Дальнем Востоке, чтобы в регион приезжали получать образование, а в дальнейшем — жить и работать молодые люди со всей России.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул, что качество высшего образования предопределяет социально-экономическую динамику региона на десятилетия вперед. Стратегическая сессия позволит найти наиболее эффективные и, возможно, нестандартные пути модернизации системы высшего образования, которые выведут дальневосточные университеты на новую траекторию, сделают их мощным фундаментом сильной экономики, которая создается на Дальнем Востоке.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев выразил уверенность, что перспективной точкой роста для региона станет его включение в проект по созданию межвузовского кампуса. В кампусе будет создана новая образовательно-научная экосистема, которая объединит талантливых молодых людей и станет стартовой площадкой для новых идей и инициатив.

Кроме того, о перспективах высшего образования в контексте программы государственной поддержки вузов «Приоритет-2030» рассказал научный руководитель Андрей Волков. В частности, было отмечено, что в программе, которая позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития России на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие вузов в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, на сегодняшний день участвуют 3 дальневосточных университета. 

Во второй день работы стратегической сессии группы проектировали предложения по решению проблем науки и высшего образования на Дальнем Востоке, обозначенных накануне.

В этой работе информационную поддержку участникам стратсессии оказала серия лекций, охватывающих успешный опыт и наработки ведущих российских университетов, развитие инфраструктуры образовательных учреждений на Дальнем Востоке, образовательные и научно-исследовательские программы в агропромышленном комплексе. 

Владимир Авдеенко, директор дирекции развития агро- и биотехнологий компании «Иннопрактика», выступившей одним из организаторов стратегической сессии, в своем докладе «Глобальный переход к АПК 4.0: окно новых возможностей образовательных и научно-исследовательских программ» отметил, что агропромышленный комплекс — это то, что в настоящее время и в дальнейшем будет глобально влиять на образ жизни и развитие Дальнего Востока, его позиции внутри страны и на внешнем контуре. 

В завершение сессии группы представили свои проекты по каждому из шести направлений. Среди основных предложенных мероприятий, которые могут войти в дальневосточную программу развития науки и высшего образования, стоит отметить кооперацию университетов и региональных властей, финансовую поддержку федеральных университетов и преподавательского состава, повышение квалификации и переподготовку преподавателей для нивелирования дефицита кадров в новых областях знаний, развитие и оптимизацию образовательной инфраструктуры вузов, в том числе цифровой. Также было предложено расширить перечень заказчиков целевого обучения до частных компаний и инвесторов, реализующих крупные проекты в регионе, создать венчурный фонд для студенческих проектов и внедрить систему сопровождения выпускников, развивать трансграничное сотрудничество и привлекать студентов из стран АТР и других регионов России.

«Качество и доступность высшего образования оказывают существенное влияние на решение молодых людей остаться жить на Дальнем Востоке или приехать сюда учиться. Поэтому очень своевременно прошла стратегическая сессия, на которой два федеральных министра работали в течение двух дней во взаимодействии с ректорским сообществом и региональной властью. Все участники были разделены на 6 треков. На нашей площадке мы анализировали и предлагали меры по повышению уровня трудоустройства выпускников вузов Дальнего Востока. Мы посмотрели на целевое обучение и считаем, что перечень организаций, которые могут выступать заказчиком целевого обучения, необходимо расширить, добавив туда резидентов ТОР, СПВ и участников иных инвестиционных проектов, реализуемых в том числе без государственного участия. Уже сам университет должен выступать как современное кадровое агентство, улучшая коммуникацию с работодателями, актуализируя свои образовательные программы, ориентируясь на перспективную кадровую потребность экономики региона. По всем трекам были высказаны конкретные предложения по повышению качества и доступности образования, развитию инфраструктуры вузов, работе с талантами и в целом повышению конкурентоспособности дальневосточных университетов», — поделился директор департамента обеспечения трудовыми ресурсами Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Гасан Гасанбалаев.

По его словам, региональные органы власти играют все большую роль в развитии университетов. И в этом отношении Россия соответствует мировым трендам. «Ключевой тезис здесь „сильный университет — сильный регион“. Развивая высшее учебное заведение, регион улучшает демографическую и социально-экономическую ситуацию, привлекая абитуриентов, выпуская на рынок труда квалифицированных выпускников, вовлекая в жизнь города иногородних и иностранных студентов», — добавил Гасан Гасанбалаев.

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявил: «Мы приближаемся к созданию полноценной программы развития дальневосточных вузов. И эти два дня интенсивной работы позволили увидеть особенности практически каждого университета. Безусловно, эта территория требует особого, нешаблонного подхода, индивидуального отношения к каждому региону и каждому вузу. Именно так будет сформирована программа. Многое еще предстоит доработать: условия отбора, финансовые основания, нормативные рамки и так далее. Считаю, что было бы правильным сделать эту программу частью проекта „Приоритет-2030“. Тогда дальневосточные вузы окажутся в большой семье университетов, нацеленных на прорывное развитие, и смогут перенять у них лучшие практики».

«В ходе стратегической сессии мы обсудили не то, как сделать лучше отдельный университет, а как сделать лучше 40% территории нашей страны. Проделана большая работа по консолидации опыта всего региона. Мы будем стремиться к повышению связанности дальневосточного образования с образованием всей страны, привлекать в регион федеральные университеты для запуска совместных программ. Две такие программы запускает ВШЭ на базе Хабаровского университета экономики и права. До 2024 года таких программ будет пятнадцать. Важно тесное взаимодействие вузов с работодателями. Это позволит правильно прогнозировать спрос и большему количеству ребят обучаться бесплатно. Ну и, конечно, необходимо развивать инфраструктуру образования», — подвел итоги мероприятия глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. 

Михаил Дегтярев поблагодарил глав Минобрнауки и Минвостокразвития России за предоставленную краю возможность выступить в качестве главной площадки для обсуждения вопросов науки и высшего образования в регионе. 

«Эти два дня показали: текущая ситуация с высшей школой во всех субъектах примерно одинаковая. Поэтому оценка и мнение ведущих экспертов — участников сессии — были необходимы для определения ключевых направлений дальнейшего развития университетов. Важно понимать, что только в тесной связке вузов и научных организаций с региональными органами власти и реальным сектором экономики высоких результатов можно добиться не только в совершенствовании системы высшего образования, но и в развитии субъекта и страны в целом. Лишь при строгом соблюдении этих условий будут синхронизированы потребность экономики и подготовка кадров», — подчеркнул губернатор Хабаровского края.

Минобрнауки России планирует сделать проведение стратегических сессий, посвященных развитию науки и высшего образования на Дальнем Востоке, регулярным. Валерий Фальков выступил с инициативой организовать следующее подобное мероприятие через полгода.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах