Примерное время чтения: 12 минут
1933

Недобрал баллов. Есть ли смысл платить за высшее образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. О высоком. Зарплатам россиян президент прописал средство для роста 21/06/2023
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Выбирать вуз надо по тем возможностям, которые с наибольшей вероятностью будут у его выпускника, считает проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и цифрами доказывает обоснованность такого подхода. 

Тройной удар

Алексей Дуэль, aif.ru: — Сергей Юрьевич, у выпускника престижного университета есть преимущества перед таким же молодым специалистом, окончившим вуз средней руки или все зависит от конкретного человека?

Сергей Рощин: — В случае с сильным университетом есть три эффекта, они действуют одновременно. Туда отбирают сильных абитуриентов, с ними занимаются преподаватели более высокого уровня, они дают актуальные знания, более глубокую фундаментальную подготовку, погружены в современную практику. И срабатывает еще один эффект — при совместном обучении сильных студентов знания усваиваются лучше. Бонусом к этому идет еще и клубок профессиональных связей — с однокурсниками, преподавателями, наработанных во время обучения и практик. Все это обеспечивает человеку больше умений, знаний и, как следствие, открывает доступ к более перспективным рабочим местам.

— Если абитуриент немного недобрал баллов на ЕГЭ до желаемого вуза, есть ли смысл оплачивать ему платную учебу? Или лучше поступить на бюджет в более скромный университет?

— Как будем делить университеты на престижные и скромные? Есть довольно надежный критерий — баллы за ЕГЭ, с которыми зачисляли абитуриентов. Лаборатория исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ провела исследование на основе Мониторинга рынка труда выпускников Минтруда. Взяли данные выпускников, которые в 2019 году окончили бакалавриат (четыре года обучения) и специалитет (пять лет обучения). Поголовно всех, со всей России. И по ним же на основе данных Пенсионного фонда посмотрели ситуацию с занятостью и зарплатами на конец 2021 года, через два с половиной года после выпуска. Выяснилось, что те, кто учился в вузах, где конкурс начинался со среднего ЕГЭ на 85 баллов, зарабатывают на 115% больше, чем их сверстники из университетов, куда брали с 64 баллами. В абсолютных суммах разрыв составлял около 50 тыс. рублей в месяц, или 600 тыс. рублей в год. Год платного обучения в ведущих университетах стоит где-то около 350 тыс. рублей. То есть только за счет увеличения дохода выпускника ведущего университета он может «отбить» плату за свое обучение максимум за три года. Конечно, мы сейчас говорим о средних цифрах, возможны любые индивидуальные отклонения, но в массе своей это происходит именно так. 

— Из этого общего правила много исключений?

— Эта закономерность справедлива примерно для двух третей выпускников. Оставшиеся могут зарабатывать и больше, и меньше. Многое еще может зависеть от профессии. Но для подавляющего большинства все будет обстоять именно так.

— На какой срок после выпуска из сильного вуза сохраняется такая фора?

— Мы можем говорить о горизонте в пять лет. Дальше очень многое зависит от индивидуальной карьерной траектории, личного выбора, готовности обучаться, повышать квалификацию и еще сотни обстоятельств. Но в стартовом периоде диплом хорошего вуза даст преимущество, это следует из статистики.

— То есть оптимальный выбор для недобравшего баллов — платное образование в наиболее сильном из возможных университетов?

— Выбор в каждом конкретном случае должен делать человек, его семья, ориентируясь на свои финансовые возможности, представления о жизни. Но в общем виде да, образование в более сильном вузе, пусть и платное, за счет крепкой фундаментальной подготовки, передовых знаний и практик, социальных связей открывает лучшие перспективы, чем диплом условно «среднего» вуза.

 Сколько стоит студент

— Какова «себестоимость» обучения одного студента?

— По госзаданию за обучение студентов на бюджете университеты получают 130-350 тыс. рублей в год в зависимости от специальности и уровня университета. Образование физика, химика или врача стоит дороже просто потому, что нужны препараты, лаборатории, оборудование, расходники… По другим специальностям достаточно компьютеров и аудиторных занятий. Но в целом до 70% расходов на образование студента — зарплата преподавателей, оставшееся — создание и обновление инфраструктуры, в том числе цифровой. 

— Почему работа преподавателей стоит так дорого?

— Университеты конкурируют за кадры с самыми сильными компаниями. Хороший IT-специалист может работать за солидные деньги на бизнес, чтобы он захотел вместо этого заниматься со студентами, ему надо предложить адекватное вознаграждение. Только высокими зарплатами можно привлечь тех, кто действительно способен научить самым новым, передовым и перспективным вещам. 

— Насколько выгоднее университету учить платных студентов, чем бюджетных?

— В большинстве случаев оплата за обучение на 20-30% превышает сумму, которую университет получает за работу с бюджетными студентами. Есть, конечно, единичные случаи, где плата с обучающихся почти вдвое выше, чем трансферты за бюджетников, но это очень редкие исключения. Там спрос настолько большой, что только ценой можно ограничить число желающих. Университет ведь не может обучить всех, кто хочет и может платить, наши ресурсы тоже ограничены. 

— На чем можно «порезать косты», чтобы снизить себестоимость обучения студента?

— Чуть дешевле стоят онлайн-программы. Современные технологии позволяют перевести занятия по некоторым специальностям исключительно в такой формат. Те, кто занимаются в онлайн-кампусе ВШЭ, физически в университете вообще не появляются. При этом они получают полноценный диплом гособразца, к их подготовке такие же требования, как и при традиционном обучении. У нас на этих программах вообще нет бюджетных мест, только коммерческие. Но в этом году набираем уже на 21 программу обучения. Похожие онлайн-варианты есть и в других вузах. Причем это не разновидность удаленки или дистанционки, — это просто новый способ обучения с использованием всех доступных цифровых технологий, с контактными часами, такими же как и при занятиях «в аудитории». Тем не менее здесь обучение стоит на пару десятков процентов меньше, чем в классическом формате. Кстати, карьерные результаты выпускников онлайн-формата обучения ничем не отличаются от достижений обычных выпускников. Это точно такое же образование, просто полученное в другой, новой форме.

— Образование не может не стоить дорого?

— Образование стоит относительно дорого. Если сравнивать со средней зарплатой по стране — то стоимость обучения в ведущих университетах высокая, а в «не ведущих» сопоставимая. А если с ценой автомобиля, пусть даже отечественного, — то даже в ведущих университетах вполне соизмеримая. 

40% платности

— Насколько число платных студентов в вузе влияет на зарплату преподавателя?

— Тут нет арифметической зависимости. Занятия студенты-платники и бюджетники посещают вместе, скорее вуз использует часть платы за обучение на решение каких-то других задач — этими деньгами можно распоряжаться более свободно, чем перечисленными из бюджета.

— Какая часть студентов сама оплачивает свое образование?

— Около 40% студентов учатся за свой счет, за них платят родители или работодатели.

— А сколько с ними работает преподавателей?

— Вся система образования у нас обеспечивает около 6 млн рабочих мест. Именно на высшее образование приходится где-то 800 тыс. ставок.

— У нас который год подряд снижаются реальные доходы населения, а образование дешевле не становится. Хватит желающих учиться за деньги?

— Не то чтобы «хватит», но вряд ли их количество существенно изменится. Помимо денег, которые есть у семей, большую роль играет еще и изменение числа бюджетных мест по разным специальностям. Цена — механизм рыночный, тут работают спрос и предложение. Пока они более-менее уравновешены. Вступительная кампания еще впереди, но, думаю, в этом году серьезных изменений не будет, ведущие вузы заполнят все места: и платные, и бюджетные. В прошлом году сложности были у некоторых региональных университетов, они не смогли заполнить даже бюджетные места, особенно по техническим специальностям. Им просто не хватило абитуриентов с минимально необходимыми баллами за ЕГЭ по математике и особенно физике. Ребята выбрали другие направления или предпочли заплатить за свое образование в более статусных вузах.

— У нас настолько большая проблема со школьной подготовкой по физмат направлению?

— У нас есть очень сильные математические вузы, которым нужны подготовленные абитуриенты. Они забирают лучших, на этом уровне все в порядке. А вот следующему звену уже может не хватать студентов, обладающих минимально необходимыми знаниями по профильным предметам. Это действительно так.

Сколько  зарабатывают  выпускники  различных  вузов

Вуз

Средняя зарплата выпуск­ника
(в Москве,
тыс. руб.)

Рост за год (тыс. руб.)

Средний
балл ЕГЭ
при зачислении (2022 г.)

НИУ МФТИ

270

+20

96,2

Университет ИТМО (Петербург)

235

+35

96,5

МГУ

235

+25

90,4

МГТУ имени Баумана

230

+30

88,3

НИЯУ «МИФИ»

230

+30

90,4

НИУ ВШЭ (институт электроники и математики)

220

+30

95,6

СПбГУ

210

+30

80,1

Университет Иннополис (Татарстан)

200

99

НИУ «МЭИ»

190

+25

86,1

НИУ МАИ

185

+25

78

НИТУ «МИСиС»

175

+20

90,5

К(П)ФУ (Казань)

170

+20

86

НГТУ (Новосибирск)

165

+15

81,3

НИ НГУ имени Лобачевского (Н. Новгород)

165

+10

75,3

Источник: SuperJob

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах