В конце мая в столице подвели итоги конкурса «Педагоги года Москвы»-2024 и назвали имена победителей. В номинации «Учитель года Москвы» победу одержала Анастасия Морозова. Она преподаёт английский язык и изобразительное искусство в школе Перспектива. В разговоре с aif.ru лучший столичный педагог рассказала о современных подходах к преподаванию.
Сергей Дружинин, aif.ru: — Расскажите о своем участии в конкурсе «Педагоги года Москвы», что было самое сложное или интересное? Немного о себе, с чем выдвинулись на конкурс.
Анастасия Морозова: — Я стала участником конкурса по рекомендации моего коллеги и наставника Михаила Михайловича Кудрина. Он принимал участие в «Учителе года» в 2022 году, вошёл в восьмерку суперфиналистов и стал призёром! Он и порекомендовал мне попробовать свои силы, и я очень благодарна ему за это. Я принимаю участие в конкурсе уже второй раз, в прошлом году мне удалось завоевать звание финалиста, в этом же году получилось пройти ещё на шаг дальше — я стала призёром, как и мой наставник когда-то. Для меня конкурс —это люди, это бесценная возможность обмена опытом и новые знакомства. Данное событие заняло особенное место в моей карьере и в жизни в целом: некоторые люди, которых я встретила за время конкурса стали мне близкими друзьями.
— Если сопоставить ваши школьные годы и школу сегодняшнего дня — многое ли изменилось в сфере образования?
— Самое большое отличие — использование современных технологий в московских школах, а также внедрение разнообразных городских проектов, таких как: «Инженерный класс в московской школе», «Математическая вертикаль», «Медиакласс в московской школе» и многие другие. Теперь система московского образования предоставляет детям такие возможности, о которых мы раньше могли только мечтать. Современное московское образование идет в ногу со временем и делает процесс обучения увлекательным, приятным и полезным. Школьникам очень и очень повезло учиться сегодня.
— Что вам нравится в вашей работе, что мотивирует?
— Знаете, для меня самое лучшее в профессии учителя — возможность каждый день общаться с ребятами, делиться знаниями и видеть, как благодаря современной системе обучения, они растут и развиваются. Когда ученики с горящими глазами рассказывают, что они узнали нового, и, главное, используют это в жизни — это огромная радость и гордость.
— Поговорим об учениках, сегодня они больше времени проводят в смартфонах, чем в книгах. Как современному учителю наладить контакт с учениками в эпоху гаджетов?
— Когда ребенок сидит в телефоне или любом другом гаджете — это не проблема, а новая возможность, вызов. Возможность наладить контакт с помощью тех же технологий, которые так их привлекают. Я стараюсь использовать на уроках различные материалы из Московской электронной школы. И конечно, личное общение, поддержка и вовлечение учеников в жизнь класса. Юмор, умение выслушать и уважение к личности ученика — без всего этого «контакта» не получится.
— В плане саморазвития не планируете запустить авторский учебный курс, или, может, освоить преподавание нового предмета?
— Я очень хочу освоить новую специальность. Меня привлекает сурдопедагогика. Мне бы хотелось попробовать себя в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха.
— Вы помните своего любимого учителя?
— С большой нежностью вспоминаю о своих школьных учителях, особенно о Юлии Александровне Трембицкой, нашем учителе русского языка и литературы в средней и старшей школе. Это Учитель с большой буквы.
— Какое ваше любимое блюдо в школьной столовой?
— Сырники и каша — вне конкуренции!
— Хотят ли современные дети изучать английский?
— Ребята очень заинтересованы в изучении английского языка. Дети понимают, что знание английского открывает множество возможностей для путешествий, карьеры, общения в интернете. Безусловно, оказывает влияние англоязычная поп-культура — фильмы, музыка, игры, соцсети. Ребята хотят понимать всё на языке носителя, в оригинальных версиях, слышать интонации, акценты, — все те нюансы речи, которые неизбежно потеряются в переводе или дубляже.
— Если вспомнить ваши школьные годы, изменился ли подход к преподаванию английского языка?
— Методики преподавания английского языка — то, без чего невозможно представить преподавания. Некоторые из них устарели, некоторые находятся на пике популярности, а некоторые составляют незаменимую базу. Главное — уметь сочетать и применять их в соответствии с поставленными целями и задачами.
— Как вы пытаетесь разнообразить свои уроки, чтобы детям было интересно?
— На уроках я использую презентации, видео, онлайн-квизы, приложения и образовательные платформы такие, как МЭШ. Современным детям интересны визуальные и интерактивные материалы.