Инфоцыгане существуют не одно десятилетие. В связи с пандемией и всплеском интереса к дистанционному обучению их развелось еще больше. Успешные тренеры готовы за деньги научить чему угодно. Рассказываем, как отличить мошенников и выбрать стоящие курсы.
Нереалистичные обещания
«Инфоцыганами» называют продавцов воздуха. Это псевдокоучи и всевозможные гуру, которые зарабатывают на информационных продуктах, не имеющих никакой практической ценности. Они создают некий «прорывной» курс, который является сборной солянкой по теме из материалов, надерганных с открытых источников интернета, и продают его посредством сетевого маркетинга. Вместо серьезных и фундаментальных знаний ученики получают набор шаблонных инструментов.
Чтобы завлечь потенциальных покупателей, инфоцыгане раздают слишком сладкие обещания.
«Яркий признак компаний, которые вряд ли смогут дать качественные знания, — объем и превосходная степень обещаний. Чем они радужнее, чем больше успехов гарантировано по факту завершения обучения, тем больше сомнений такая школа должна вызывать», — считает основатель бизнес-школы Мария Череповская.
Один из критериев недобросовестных предпринимателей — агрессивная реклама.
«Многочисленные рассылки, назойливый спам, угрозы с таймингом „у вас осталось два часа, иначе вы упустите последний шанс в жизни начать зарабатывать“» — говорит сценарист и автор книг Екатерина Гейзерих.
Длительность
Продолжительность и объем курса должны соответствовать заявленной глубине изучения.
«Если предлагают, например, за 2 месяца сделать из Вас профессионального психолога-консультанта „с нуля“ или дизайнера, можно забыть о данном объявлении. Серьезные знания, умения и навыки за такое короткое время наработать невозможно. Существует давно устоявшаяся система: повышение квалификации требует не менее 72 часов обучения, профессиональная переподготовка возможна в объеме не менее 250 часов. В данном случае речь идет о полном погружении в тему и активной практике. При отсутствии базового соответствующего образования, даже при условии использования современных интенсивных технологий обучения, за пару месяцев можно ознакомиться с новой для себя областью, сформировать некоторые умения и, может быть, освоить начальные навыки. Например, за такое время можно освоить на любительском уровне основы ландшафтного дизайна, кройки и шитья или стать уверенным пользователем какого-либо программного продукта. Но это только при условии сопровождения преподавателем и выполнении домашних заданий», — считает доцент Кафедры управления человеческими ресурсами университета «Синергия» Лариса Грацианова.
Тренер
Преподаватель должен закончить профильный вуз. Большим плюсом будет наличие дополнительного педагогического или психологического образования.
«Важно, чтобы у тренера и преподавателя был профессиональный релевантный опыт. Инфоцыгане любят повторять, что тренер чемпиона не должен сам быть чемпионом. Но хорошо разбираться в своей дисциплине он обязан. А это возможно только при наличии регулярной практики», — посоветовал эксперт по технологиям публичных выступлений Станислав Зубов.
По мнению Марии Череповской, не факт, что тренеры в возрасте лучше молодых. Здесь всё зависит от сферы обучения.
«Сложно поверить, что спикеры в возрасте 20-25 лет могут научить чему-то и добьются доверия от аудитории 50-60 лет в традиционных темах. Но если речь идет о том, как вести аккаунт в ТикТок или стать инстаблогером для аудитории 16-летних, то да, конечно, тут релевантнее „молодой“ опыт», — считает она.
По словам Станислава Зубова, хороший сигнал — наличие у преподавателя опыта проведения тренингов для корпоративных заказчиков. Вероятность нарваться на некомпетентного специалиста или афериста существенно снижается, поскольку в крупных компаниях очень придирчиво отбирают преподавателей.
«Отличить „нормального“ преподавателя от инфоцыгана можно изучив подробную программу. Чем меньше вводных и общих слов, тем больше она внушает надежды. Корпоративным клиентам мы рекомендуем попросить тренера на предварительном собеседовании объяснить любой из пунктов программы (и оценить процентное соотношение воды и конкретики). Хорошо срабатывает методика, если спросить, почему программа собрана именно в такой логике, объяснить последовательность. Умение обосновать алгоритм работы с информацией тоже показатель эксперта высокого уровня и что программа составлена вдумчиво, не копипаст», — посоветовала Мария Череповская.
Школа
Важный критерий качества — сколько по времени существует образовательная организация. Если она открылась менее года назад — это повод задуматься, а если существует десяток лет, то можно доверять. При выборе курсов стоит проверить и любые документальные подтверждения стандартизации и сертификации.
«Они не обязательны для ведения этого рода деятельности, но их наличие говорит, что перед вами не инфоцыгане, а достойные представители отрасли. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, компании на добровольной основе проходят процедуру лицензирования. Такое же или даже большее значение имеет наличие у компании запатентованных материалов и методик. Они являются подтверждением, что курс является авторским, уникальным, а не заимствованным. Весомым признаком того, что организация пришла на рынок надолго и с серьезными намерениями, является наличие свидетельства о регистрации товарного знака», — говорит предприниматель и бизнес-тренер Максим Темченко.
Большое значение имеет членство компании и преподавателя в профессиональных сообществах и ассоциациях.
«Международная федерация коучинга (ICF) регулирует принципы и стандарты работы профессионального коуча. Она может привлечь к ответственности своего участника: лишить членства и сертификации. Показателем опыта практикующего коуча является номерной сертификат, подтверждающий его квалификацию. Высший уровень сертификата Международной федерации коучинга обозначается значками „АСТР“ или „ACSTH“. Чтобы получить такой документ, необходимо не только прослушать теорию о коучинге, но и в течение минимум семи месяцев активно практиковаться, проходить менторинги и супервизии», — пояснила коуч Елена Саракий.
Аттестат и оплата
Если курсы по интересам кратковременные и касаются хобби, то подтверждение прохождения обучения не всегда нужно.
«Когда Вам важно развиваться в профессиональной области, то наличие по окончании курса документа имеет значение. Его название также существенно: сертификаты, в отличие от документов государственного образца (удостоверение, свидетельство, квалификационный аттестат), в большинстве случаев не дают права на профессиональную деятельность, — говорит Лариса Грацианова. — Важным пунктом является и способ оплаты. На сайте должен быть размещен договор, в котором указываются все обязательства провайдера, условия оплаты, реквизиты получателя и т. п. Предлагаемая платежная система должна быть проверенной. Перевод денег на личный счет физического лица всегда связан с большим риском».
Прежде чем оплачивать полный курс, стоит еще проверить, есть ли возможность возврата средств.
«Серьезные школы обычно предоставляют такую опцию: если в первую неделю слушатель понимает, что ему не подходит обучение, он может вернуть деньги полностью, — поделилась эксперт в области управления деловой репутацией, PR-консультант Ольга Елькина. — Иногда ставят так называемый „финансовый барьер“, то есть назначают заоблачную стоимость курсов, например, 200-300 тысяч рублей, и обещают, что после слушатель вернёт деньги за счёт повышения своей экспертности и, как следствие, высокого заработка. Это чисто психологический момент, которым пользуются создатели курсов, ведь человек думает, раз заплатил много, то и получит больше. На практике такие курсы редко себя оправдывают. Подобные знания можно получить в открытом доступе и бесплатно».
Демо-версия
Перед покупкой можно сходить на день открытых дверей в школе, посмотреть рядовой прямой эфир или бесплатные материалы части курса.
«У большинства курсов есть недорогие или бесплатные вводные занятия. На них можно „протестировать“ продукт и понять, насколько он полезен. Стоимость обычно не превышает 500–1000 рублей за ознакомительную демо-часть. Но и здесь бывают „подводные камни“: демо-версия курса просто „огонь“, а на середине основной части становится скучно и полезного контента меньше», — говорит руководитель юридической компании Александр Байбородин.
По мнению теле и радиоведущего, тренера-консультанта по постановке голоса и ораторскому искусству Антона Веселова, очень важна и обратная связь с преподавателем.
«Удивительно, но факт — до сих пор существуют курсы на которых она не предоставляется. То есть посмотрел видео и крутись (то есть учись) как хочешь», — считает он.
Маркетолог и коуч, член The New York Academy of Sciences и Educause Филипп Рыжук посоветовал еще проверить организаторов курса на качество используемых технологий.
«Узнайте, есть ли веб-сайт и возможность доступа к материалам курса для людей с различными потребностями в обучении. Будет ли предоставляться доступ к записи лекции, если вы ее пропустите. В случае технических проблем, как плохой звук, окажут ли поддержку и устранят проблемы», — сказал он.
Соцсети и отзывы
Стоит изучить социальные сети ведущего курса. Посмотреть, какую информацию тренер размещает, как и с кем общается, не боты ли его подписчики.
«Например, вы хотите купить курс по нетворкингу — созданию полезных связей с людьми. Пробиваете спикера в соцсетях. А у мастера знакомств всего 100 друзей в ВКонтакте и 500 в Instagram. Либо вам нужен курс по стилю. Заходите в Instagram эксперта и видите, что выглядит он ужасно — одет так, как вам было бы стыдно выйти выбросить мусор. Сразу понятно, что тренер не владеет необходимыми компетенциями», — считает Александр Байбородин.
В то же время должна насторожить излишняя показуха в соцсетях.
«Если вы видите рекламу, где человек, не имеющий релевантного опыта и подходящего образования, стоит на фото с дорогими автомобилями, статусными аксессуарами и в пафосных локациях, скорее всего, перед вами инфоцыган. Действительно стоящие преподаватели выставят на показ успешные кейсы и отзывы своих клиентов, дипломы и сертификаты о дополнительном образовании, и достижения в профессиональной среде», — говорит Станислав Зубов.
Отзывы лучше изучать не на официальном сайте и в соцсетях школы, а на относительно независимых площадках.
«Важно найти негативные отзывы по поисковым запросам типа „Школа Иванов и Ко лохотрон“, „Школа Иванов и Ко обман“ и т. д. Слишком восторженные, лаконичные или чересчур развернутые, а также анонимные отзывы, размещенные в одно время, должны вызывать недоверие: они написаны по заказу. Если отслеживать отзывы по аккаунтам, то это ничего не даст. Недобросовестные PR-агентства заводят странички под отзывы и выглядят они как от реальных пользователей», — предложила Ольга Елькина.