Как обойтись без вдохновения, свойственного театральному артисту, без пытливого склада ума, как у ученого, без умения договариваться с разными людьми, как у дипломата, без знания преподаваемого предмета и его культурных основ, без знания психологии и педагогики. Те люди, которые смогли аккумулировать в себе все это, идут в школы. Однако эти люди живут в тех же социально-экономических условиях, что и все остальные сограждане. При такой многокомпонентной и ответственной работе, которую выполняют педагоги, нельзя допустить, чтобы, выходя к доске, они думали не о теме урока и результатах учеников, а о том, как содержать семью, как сделать так, чтобы зарплаты хватило на еду, лекарства, одежду, осталось на оплату коммунальных услуг. В московской школе сегодня есть все ресурсы для выплаты достойной заработной платы работникам, особенно — если это труд результативный. Город выплачивает гранты и стимулирующие премии.
«Используя широкие возможности московской системы образования, мы стараемся хорошо учить ребят, вовлекать их в творческие мероприятия, повышать интерес к предмету. Участие в проектах, применение современных образовательных технологий, качественный и добросовестный труд — все это позволило за последние годы заметно вырасти моему доходу. Честно выполняя свою работу, я обеспечиваю себе достойный уровень жизни», — отмечает учитель математики школы № 1468 Ольга Новикова.
Зарплата учителя в Москве теперь зависит не от воли администрации, а от формул и активности учителя. Создана понятная и справедливая система стимулирующих выплат. Поощряется участие в конкурсах, олимпиадах, значимых городских мероприятиях, проектах дополнительного образования, классное руководство, развитие «Московской электронной школы».
«Учитель начальных классов — профессия особая, многогранная. Моя цель — это увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из глубины его души. Я знаю манеры детей, их привычки, стараюсь найти общие интересы. Одним из стимулов в моей работе стало внимательное отношение московских властей к профессии педагога, которое включает не только современное материально-техническое оснащение школы, в которой я работаю, но и достойную оплату труда. Нужно только умело воспользоваться предоставленными возможностями. Помимо заработной платы непосредственно за ведение 19 уроков в неделю и классное руководство, я получаю и городскую надбавку за активное участие в развитии „Московской электронной школы“ (10 тысяч рублей), стимулирующие выплаты по результатам педагогической деятельности (почти 27 тысяч рублей), за ведение занятий в объединениях дополнительного образования (почти 10 тысяч рублей). Всего около 102 тысяч рублей. По-моему, неплохо!» — рассказывает учитель начальных классов школы № 2065 Евгения Тербова.
Сегодня работа в школе Москвы открывает новые возможности и перспективы для профессионального роста, позволяет быть самодостаточным гражданином, имея стабильный источник финансового дохода.
«В нашей школе учащиеся с большим интересом посещают кружки и спортивные секции, принимают участие в олимпиадах, в проектной деятельности и конкурсах. Во второй половине дня для ребят работает группа развивающей деятельности и блок дополнительного образования. Это дает возможность каждому учителю повысить свою зарплату. Лично у меня 19 часов нагрузки и классное руководство. Я довольна зарплатой, думаю 97000 рублей — хорошая цифра. И для меня важно не только то, что это не предел, а то, что зарплата зависит от меня самой, моей профессиональной активности», — отмечает учитель начальных классов школы № 1950 Ольга Арькова.
Если хотите прилично зарабатывать в московской школе, для этого ничего специально делать не нужно. Нужно просто работать. Город дает такую возможность, было бы желание.
«Свой огонь я стараюсь передать моим ученикам, и сегодня меня не беспокоят финансовые вопросы, я не ищу заработка „на стороне“ и полностью отдаю себя школе. Незаметно для себя я стал ощущать финансовую свободу, которой не было раньше. Сейчас понимаю, что мой труд и старания будут замечены и отмечены. Я нашел время для посещения курсов по робототехнике, курсов по системам дистанционной поддержки курса ... И тут меня по-настоящему „зажгло“. Я увлекся сам и стал увлекать своих учеников. А благодаря ощущению финансовой свободы я могу позволить себе хобби, связанное со школой и моими уроками. У меня появился свой сайт, наборы микроконтроллеров, 3D-принтер, система дистанционной поддержки курса, материалы для уроков и еще много чего, что я каждый день использую на своих уроках. Полет моей фантазии уже, наверное, не остановить, и каждый раз он приносит ощутимый педагогический результат», — рассказывает учитель информатики школы № 2107 Алексей Четверов.