Чем отличается московская школа нового образца? Этот вопрос «АиФ» задал Евгению Бунимовичу, заслуженному учителю РФ, уполномоченному по правам ребёнка в Москве, сопредседателю наблюдательного совета за ходом реализации пилотного проекта по развитию общего образования в столице.
По справедливости
«АиФ»: - Евгений Абрамович, в чём преимущества новой системы финансирования школ?
Е.Б.: - Во-первых, денег больше. Раньше объём выделяемых школам средств иногда отличался в разы, если исходить из так называемого норматива на одного ученика. Скажем, в одной школе это было 60 тыс. руб., а в другой - 120. Поэтому московские власти решили поднять финансирование до максимальной планки. Конечно, в лицее или гимназии больше учебных часов, зачастую более квалифицированные преподаватели. Но в обычной окраинной московской школе свои проблемы. В неё приходят дети из трудных семей, немотивированные на учёбу. Чтобы они адаптировались в новой среде, окончили школу и получили качественное образование - на это тоже нужны дополнительные силы и средства. Но есть условие: чтобы получить такое финансирование и право самостоятельно распоряжаться бюджетом, школа должна представить конкретный план улучшения качества образования. А чтобы было больше средств, больше возможностей, учебное заведение должно научиться привлекать детей. Вспомните сюжеты теленовостей, когда родители с ночи выстаивали очереди, чтобы записать ребёнка в первый класс. Теперь же школы начинают бороться за детей.
«АиФ»: - Каковы первые положительные результаты?
Е.Б.: - В школы, включившиеся в пилотный проект по новому финансированию, пришло больше детей. Значит, родители в них поверили. Сами папы и мамы да и общественность стали активнее участвовать в жизни учебного заведения. Ведь управляющий совет школы, куда входят и учителя, и родители, может реально влиять и на расходование средств школой, и на выбор приоритетов. Но, как в любом новом деле, здесь есть и определённые риски. Например, нужно заинтересовать школу в работе с разными детьми - мигрантами, имеющими проблемы со здоровьем, из трудных семей. Школа может сознательно не брать таких, чтобы не понижать общие показатели успеваемости.
Оценки школе
«АиФ»: - Как изменилась оплата труда учителей?
Е.Б.: - Зарплата увеличилась, хотя и не очень сильно. В среднем на 5%. Директора пока отчасти придерживают стимулирующую часть заработной платы. И опасения в справедливости её распределения остаются. Сформулировать в школе критерии - кому, как и за что платить стимулирующие надбавки - сложно. Нельзя всех оценивать только по результатам ЕГЭ, ГИА-9, олимпиадам и т. д. Представьте себе ученика, не очень хорошо говорящего по-русски, у которого было 30 ошибок в диктанте, а сейчас 10. Это блестящая работа учителя! Хотя и тогда была двойка, и сейчас «два». Значит, нужны более тонкие и точные индикаторы. Механизм поощрения учителей сложный, он только отрабатывается.
«АиФ»: - Оправдались ли опасения о массовом увольнении учителей из школ, где проводится эксперимент?
Е.Б.: - В целом нет. Но не буду скрывать, что часть учителей пенсионного возраста всё-таки ушли. Может быть, они поняли, что могут не справиться в ситуации, когда надо осваивать много нового.
«АиФ»: - Школы разрабатывают системы внутреннего контроля качества. Какие критерии нужно учитывать?
Е.Б.: - Один из правильных моментов критики ЕГЭ: почему это мы решили оценивать извне знания школьников один раз на выходе, когда они заканчивают школу? Нужно создавать систему независимого контроля качества в процессе обучения.
Например, после 4-го класса, при переходе из начальной школы в среднюю, после 6-го и 9-го классов, можно вообще после изучения одной темы по предмету. И необязательно детям при этом ставить оценки. Задача - посмотреть, что смогла дать школа конкретным ученикам, а не наказывать ребёнка «неудом» за то, что его не научила школа.
«АиФ»: - На днях президент подписал закон о том, что школы должны принимать детей по прописке. А как быть со специализированными школами, задача которых - собирать таланты по всему городу?
Е.Б.: - Для начальной школы это, наверное, правильно. Здесь от конкретного учителя многое зависит. Зато в старших классах, когда начинается профильное обучение, сильные школы имеют право собирать самых талантливых учеников.