Примерное время чтения: 5 минут
4552

«Абсолютных истин не существует» Учитель года о том, чему стоит учить детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Победить терроризм, нефтью вскормленный 07/10/2015
Сергей Кочережко.
Сергей Кочережко. Кадр youtube.com

В эксклюзивном интервью «АиФ» Сергей Кочережко рассказал, каким видит будущее российского образования, а также о своих методах работы с самыми главными людьми в мире — детьми.

Юлия Борта, АиФ.ru: Сергей, как вам — молодому мужчине  живется на учительскую зарплату?

— Для того, кто действительно любит профессию учителя, удовлетворение от работы не измеряется деньгами. Я возглавляю в Самаре ассоциацию молодых педагогов — это организация, объединяющая совершенно «сумасшедших» людей. Они после школы готовы все личное время отдавать детям, не ожидая от этого никакой финансовой прибыли. И иначе они жить не могут!

— Кажется, сегодня для школы главное — набить детей знаниями под завязку. Всё время вводят новые предметы, школьная программа перенасыщена.

— При этом «набивать» знаниями нынешнего ребенка совершенно бессмысленно. Ведь эта информация устаревает быстрее, чем ребёнок ее осваивает. Новый подход к школьному образованию заключается в том, чтобы дети не получали знания в готовом виде, а учились их быстро и эффективно добывать. Сегодня для ученика важнее не зазубрить что-то, а уметь правильно задавать вопросы. Пока нет вопросов и сомнений, нет и желания познавать. Мысль начинает работать, когда возникает вопрос.

Как преподаватель истории и обществоведения могут сказать, что существует большое количество знаний и устоявшихся суждений, которые считаются истиной в последней инстанции. Но абсолютных истин не существует. И главный способ проверить их — задать вопрос. Этому и надо учить: учить не бояться усомниться в «окостеневшем», общеизвестном знании; учить задавать вопросы и искать ответы. Без вопросов информация лишается смысла, мышление костенеет, а поверхностное всезнайство порой принимается за образованность.

Преподавать историю — знаете ли, не легкий хлеб. Ведь от тебя ждут красочного, обстоятельного и подробного рассказа о событиях, которых никто из ныне живущих не видел. И чем дальше событие, тем больше оно обрастает мифами, иногда специально созданными. Вот попробуйте отделить реальность от придуманного...

— Вы критикуете новый стандарт преподавания истории...

— Зачем критиковать, если это уже все сделано? Надо исходить из ситуации, в которой мы сейчас. Хорошо, что учебник единый, но не единственный, потому что с единственным было бы еще хуже. Сейчас в обществе есть огромное количество источников информации. Потому в едином учебнике должны быть разные точки зрения. У меня на уроках учебник вообще не является источником знаний. Он детям для чтения дома перед экзаменом. Основной источник информации — живой диалог ребёнка с учителем. Я стараюсь сам разрабатывать методические материалы и искать факты, чтобы с детьми их анализировать. Урок вне диалога не имеет смысла.

— Это правда: все в школе любят учителей, которые рассказывают не по учебнику...

— У учителя каждый день есть примерно шесть раз по 40 минут свободы мысли и вечер свободы для интеллектуальных поисков. Учитель сам выбирает, что и как сказать, причём всегда может видеть и анализировать то, как его «слово отзовется». У журналистов, ученых, политиков, к примеру, нет такой мощной «обратной связи»: они не видят реакцию тех людей, к кому обращаются. А учитель видит. Эта «обратная связь» делает мою профессию живой. Можно прописать в нормативах каждый «чих» учителя, но нельзя лишить его внутренней свободы, позволяющей воспитывать свободных людей.

— Многие молодые учителям через год-два уходят из школы. Никогда не хотелось всё бросить и сменить профессию из-за трудных детей?

— Больше трудностей возникает не с детьми, а с родителями. Некоторые считают себя специалистами сразу во всём. В том числе и в педагогике. Но желания оставить профессию не возникало никогда, потому что с трудностями надо бороться и преодолевать их. Трудности — это отправная точка для дальнейшего развития. И их решение выводит тебя на новый профессиональный уровень.

— Каким должен быть учитель — добрым или строгим?

— Учитель должен быть справедливым, естественно уважающим личность ребёнка. Школа — это не игра во вседозволенность. Это совместный труд учителя и ученика. Я и пятиклассника стараюсь принимать как равного и вести с ним диалог на взрослом языке, а не сюсюкать. И это позволяет удерживать интерес детей к предмету и уважение к себе. Да, в классе всегда есть всякие дети, и трудные подростки в том числе. Надо в любой ситуации самому оставаться интеллигентным человеком и не давать повода, чтобы тебе дерзили.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах