ПРОТИВ - Юрий Геворкян: Всякий родитель желает лучшей доли своему чаду. Уточним, всякий хороший родитель, ибо в наше время родители бывают ой какие разные. Так вот, всякий хороший будет делать все, чтобы устроить жизнь своего ребенка наилучшим образом: выстаивать очереди в детсад, ходить на родительские собрания в школе, подсобит рублем на оплату вуза, если дитя недобрало балл-другой на вступительных экзаменах.
До вступительных экзаменов, правда, предстоит преодолеть еще одну головную боль – ЕГЭ. Таблеток от нее правда не продается, зато можно приобрести в Сети ответы на тесты этого года. И знаете, чрезмерно трепетно относящиеся к своим детям родители готовы за это платить. Мне, как человеку, заканчивающему школу, когда ЕГЭ уже был, но еще не был обязательным, это непонятно. Я не могу представить себе ситуацию, когда я прихожу к маме и папе и говорю им, чтобы заплатили за «решебник» по ЕГЭ. Это настолько нечестно, что просто не укладывается у меня в голове.
Бывает, что ребенку не осилить школьную программу в одиночку, и тогда родители, в зависимости от финансового положения и личной сознательности, либо нанимают ему репетитора, либо экстренно воскрешают в себе знания школьной программы 30-летней давности, чтобы помочь по мере сил. Но именно помочь – подсказать, посоветовать, решить задачку вместе, а не вместо.
Мои родители никогда не относились с пониманием к списыванию и шпаргалкам, а уж заставить их раскошелиться на готовые решения экзамена – это просто было просто немыслимо ни для меня, ни для них. Но нынешнее поколение родителей выпускников смотрит на это куда проще. И это прискорбно. Они, выпускники, таким макаром сызмальства привыкают ко всему готовенькому. Более того, что куда страшнее, они верят, что хитрить, обманывать и изворачиваться – это нормально. И как не привыкнуть и не поверить, если такой пример тебе явил не абы кто, а собственные родители.
Родители могут сколь угодно долго валить вину за плохих детей на все вокруг – на школу, друзей из неблагополучных семей, развращающее телевидение, жестокие видеоигры и сатанинский Интернет. Но стоит все-таки вспомнить, что для детей первый пример – они сами. И после школы будет поздно браться за голову и переучивать чадо. После школы ребенок идет в университет, на работу, возможно, уезжает в другой город. Влияние родителей в его жизни становится все меньше и меньше, просто потому, что времени с ними он проводит все меньше и меньше.
ЕГЭ – это первый большой экзамен для детей. И, возможно, последний урок их родителей. А последний урок всегда запоминается лучше других. И пусть он будет о том, что врать – плохо, а быть честным – нормально.
ЗА - Майя Миличь: Каждый родитель хочет помочь своему ребенку. Сначала мы учим детей ходить, помогаем им есть, рассказываем им как дружить и общаться со сверстниками. Потом стараемся отдать их в лучшую школу в районе, в сильный класс. Тратим длинные вечера и солнечные выходные на уроки, разбираем примеры и решаем задачки, читаем книги и заставляем учиться. Мы регулярно дарим цветы учителям и таскаем конфеты врачам. Потому что хотим, чтобы к ребенку хорошо относились, чтобы ему уделяли внимание, чтобы ему подсказывали и давали советы тогда, когда нас нет рядом. И каждому родителю хочется, чтобы жизнь его ребенка сложилась лучше и успешнее, чем у него самого. Это нормально. Так и должно быть.
Поэтому нет ничего необычного в том, что родители помогают своим детям не только когда они маленькие, но и на протяжении всей жизни, особенно в начале взрослой жизни. Помогают учиться, сдавать экзамены и поступать в институт. Помогают определиться, найти себя, сделать правильный выбор.
Выпускные экзамены сдавал каждый из нас. И каждый родитель помнит, какой это был стресс. Все эти задачки, уравнения, сочинения и пространные рассуждения о том, чего в 16-17 лет невозможно понять за неимением соответствующего жизненного опыта. Каждый родитель жалеет о своих глупых ошибках, которые, возможно сыграли решающую роль. И поэтому мы всячески оберегаем своих детей – стараемся им подсказать, проверить, что-то за ними переделать. Потому что так будет лучше и потому что второго шанса может уже не быть.
Это естественная забота о своем потомстве. Когда я сдавала в школе выпускные экзамены, толком не было еще ни Интернета, ни социальных сетей. На нас, уставших и вымотанных еще школьников, накануне нагнали страху. Тотальный контроль, никаких шпор, всех родителей выгоним. А в день экзамена в коридоре у окон сидели родители, папы, мамы, бабушки. Они были вооружены нашими тетрадками, учебниками, решебникам и вместе с учителями были в полной боевой готовности кинуться к любому, чтобы рассказать, научить, помочь и сделать за него. Тогда меня это немного возмущало. Ну что, я сама не смогу решить? Или я сама не в состоянии написать, подумать и изложить?
А сейчас приходит понимание, почему они были там, с нами. Может быть ты и в состоянии все сделать сама, а может быть и нет. Может, решу уравнение, а вдруг что забыла? Скорее всего, все знаю, ну а если не доучила? Родители не могут влезть в голову к своим детям, они не могут всю жизнь заставлять их учить уроки и помнить все формулы, они просто могут быть рядом и помочь справиться с поставленной задачей. И что греха таить, у всех же в школьные годы за стенкой были родители, которые не только бутерброд с горячим чаем во время принесут, но и бумажку с ответом на как раз то задание, которое никак не поддается.
Поэтому и в этой истории с группой в сети «В контакте» нет ничего удивительного. Большинство родителей - это не приверженцы жесткого воспитания силы воли и характера. Большинство родителей любят и жалеют своих детей, и именно поэтому хотят облегчить жизнь отпрыскам, упростить процесс сдачи экзаменов в школе и поступления в вуз. С одной стороны, ничего хорошего в готовых ответах, конечно нет. Списать и сдать – это не путь к светлому будущему. Но учить, готовиться, знать, помнить, стараться и просто подстраховаться – в этом нет ничего криминального. Есть цель – дать ребенку все пути к хорошей жизни, к хорошему образованию, к хорошей работе. А пути к этой цели для многих будут уже не важны. Любовь к детям безусловна и она не учитывает, что покупать правильные ответы в Интернете, давать взятки за поступление и мухлевать при сдаче экзаменов – это плохо с моральной точки зрения. Она учитывает только один постулат – этой мой ребенок и если у меня есть возможность ему помочь, то ее надо использовать.