Примерное время чтения: 5 минут
1326

Финалист конкурса «Учитель года»: преподаватель — не говорящая голова

Олег Катренко.
Олег Катренко. Кадр youtube.com

Юлия Борта, АиФ.ru: Сегодня часто слышишь мнение, что современные дети ничего не хотят, ничем не интересуются, учатся из-под палки...

— Я к таким разговорам отношусь очень скептически. Дети по природе своей любознательны, всё новое и интересное их всегда увлекает. Детское нежелание учиться — это, скорее, проблема учителя. Ругать молодое поколение в духе «о времена, о нравы» проще простого. Гораздо сложнее сделать так, чтобы разбудить в ребёнке желание узнавать новое, для чего достучаться до него с помощью его личных интересов.

— То есть у вас на уроках дети не скучают?

— Надеюсь, нет. Конечно, я не сразу таким «умным» и понимающим детей в школу пришёл. Вспоминаю один из своих первых уроков. 5 класс. Рассказываю, как мне кажется, увлеченно, ярко. Сам себе нравлюсь. А непоседы мои заскучали. Скука сменилась у одних отрешенностью, у других — стремлением обратить на себя внимание одноклассников. Чувствую, им урок почему-то не нравится. Что делать? Кричать? Топать ногами? Или взывать к здравому смыслу? Какой он, этот здравый смысл в 10 лет сплошной детской непосредственности? Я вспомнил себя: тоже был непоседа. Не любил все эти рассказы — дайте поиграть! И принёс на следующий урок игрушки. Расставил на столе солдатиков, рыцарей, египетские статуэтки, всадников с луками... разложил ту самую скучную карту, на которую ученики даже не взглянули, и расставил рыцарей, священников, крестьян... Давайте посмотрим, где Европа, где Восток, куда двинем полки и когда? Ты будешь Фридрихом III, а ты Ричардом Львиное Сердце. Руководи, отправляй полки и вспоминай историю! И учение превратилось в познавательную игру. Учение с увлечением. Так что первый урок преподавали мне мои непоседы, а не я им.

Нельзя быть говорящей головой, «купаться» в собственных учительских исторических знаниях, транслировать их «с кафедры» и только. Детям новое знание хочется потрогать, сконструировать, разыграть, «посмотреть, что там внутри»...

— Вы успели поработать и в вечерней школе. А как учить истории детей, которым, так сказать, науки и в обычной-то школе не дались.

— Поначалу несколько раз пытался написать заявление об уходе. Не хотел изо дня в день приходить на урок и «отбывать время». Захватывающий рассказ (как мне виделось) и призывы к совместной поисковой деятельности неизменно натыкались на недоумённый взгляд 17-20-летних учеников: «Мы что вам, дети?» Решение подсказали сами ученики. На одном из уроков возник вопрос об архитектурных стилях Петербурга. Решили: надо посмотреть живьём. А у нас в Санкт-Петербурге чуть ли не каждый дом — музей и живая история. Это место, где творилась история, о которой мы говорим на уроках. Стали выходить регулярно в город. Эти прогулки не сразу, но полюбились. Ребята по очереди выполняли роль экскурсоводов. Заодно на таких уроках, кстати, компенсировал и свои пробелы в знаниях. Так родился новый проект «Паспорт юного петербуржца» — программа современного историко-культурного образования детей с опорой на мощнейшие городские «образовательные ресурсы».

— Сегодня многие учителя и вообще старшее поколение сетуют, что дети не читают, только в компьютерах сидят.

— И это неправда. Они читают! Я тоже на одном из уроков как-то на это посетовал. И один из учеников меня прервал, не удержавшись: «А я читаю Пелевина!». Да, они могут не читать книжки из школьной программы. И честно говоря, я их понимаю. Иногда само преподавание в школе литературы отбивает интерес к чтению классики. Дети читают то, что им интересно. Акунин, Макс Фрай, Брэдбери, Лукьяненко ... Список небесспорный. Но список! А за списком — вопрос: «А вы, Олег Николаевич, что сейчас читаете?» А Олег Николаевич читает... все больше методички и исторические источники по предмету. Так ребятам и ответил. А домой возвращаться стал через книжный. Дома, отложив методички, «нырнул» в акунинский «Алтын-Толобас», для историка источник неоднозначный, но как предмет обсуждения с юными читателями — интересный. Дочитал и принес в класс. На перемене один из старшеклассников попросил книгу. И пошло-поехало. Конечно, не сразу, но через какое-то время я «пожертвовал» книжной полкой в своем школьном кабинете, чтобы ребята приносили книги, менялись. И 3-5 минутами урока иногда «жертвовал», чтобы желающие анонсировали прочитанное, высказывались о «непрограммном» или задавали вопросы.

— Как вы считаете, чему в первую очередь надо научить детей в школе?

— Заинтересовать ребёнка предметом так, чтобы и после школы у него возникала потребность узнавать новое. Я постоянно доказываю детям, что знания, полученные ими об истории Киевской Руси, Московской ли Руси, истории времён Ивана Грозного, на самом деле не нечто поросшее пылью (ну вроде бы герои жили давно и все умерли), а могут использоваться для изучения и осмысления современности. Понимания социальных, политических и экономических явлений, происходящих в современном мире. Ребенок, заинтересовавшись тем, что ему близко, потом найдет ответы, причем порой такие, о которых даже учитель, может, и не подозревал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах