Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — это важное дополнение, которое работники могут получать к своему основному диплому. ДПО направлено на обновление знаний и навыков, получение новой квалификации или освоение новой профессии.
Новые компетенции
ДПО позволяет специалистам повышать свои компетенции в самых разных областях — медицине, строительстве, металлургии, сельском хозяйстве и т. д. Допобразование востребовано в условиях быстро меняющегося рынка труда и технологического прогресса, поскольку служит инструментом для карьерного роста и повышения конкурентоспособности сотрудников.
Эта система существовала ещё в СССР. В современной России к росту спроса на обучение по программам ДПО привело, в частности, импортозамещение продукции из недружественных стран. Для оценки эффективности этих программ в Президентской академии разработали индикатор развитости системы дополнительного профессионального образования (ИРС ДПО). О том, что это такое и как работает, разъясняется в аналитической записке сотрудников Президентской академии Алексея Коваленко и Александра Федотова «Индикатор развитости ДПО определяет точки роста и направления развития дополнительного профессионального образования в регионах и отраслях».
Учиться надо чаще
По мнению авторов, достаточно наглядным показателем качества ДПО является периодичность обучения — через сколько лет люди, занятые в экономике региона, проходят обучение по программам дополнительного образования.
Сотрудники Президентской академии подметили, что работающие на Дальнем Востоке обучаются чаще, чем на Юге. Другими словами, потребность в допобразовании в ДВФО удовлетворяется быстрее и более полно, чем, скажем, в ЮФО.
«Это хорошо иллюстрирует проблему корректности оценки степени развитости системы ДПО в регионе и ее соответствия потребностям экономики региона», — сказано в аналитической записке.
Кто впереди?
Так что же представляет собой Индикатор развитости системы ДПО? Авторы определяют ИРС ДПО как отношение доли прошедших обучение по программам ДПО от числа занятых в регионе к доле прошедших обучение по программам ДПО от числа занятых в стране в целом.
Дальше всё совсем просто. Превышение ИРС ДПО величины 100% говорит о том, что уровень развитости системы в регионе удовлетворяет потребности в обучении по программам допобразования жителей не только данного, но и других регионов.
Вот этот показатель по федеральным округам в порядке возрастания.
- СКФО — 45,5
- ЮФО — 80,2
- СЗФО — 95,0
- СФО — 105,2
- ПФО — 100,5
- ДВФО — 108,2
- УФО — 113,0
- ЦФО — 113,1
Индикатор показывает, что, например, ДВФО по уровню развитости дополнительного образования находится на третьем месте в стране. И это, несмотря на то, что достаточно большое число жителей округа обучается по программам ДПО в других округах. Можно сказать, что основой развитости системы ДПО на Дальнем Востоке является концентрация усилий на развитии тех направлений, в которых округ конкурентоспособнее, чем другие субъекты Федерации.
Кто лучше работает, тот лучше учит
Лидерство одних регионов в области дополнительного профессионального образование и отставание других в общем-то довольно легко объяснить. Центральный и Приволжский федеральные округа, а также Урал — это регионы опережающего экономического развития. Соответственно, у их систем ДПО больше возможностей привлекать для обучения слушателей более квалифицированных преподавателей и использовать более современную учебно-лабораторную базу.
В Приволжском федеральном округе развитость систем ДПО хорошо коррелирует с уровнем экономического развития таких субъектов Федерации, как Пермский край, Самарская область и Республика Татарстан.
А вот низкий показатель ИРС ДПО Северо-Западного федерального округа может свидетельствовать о низких темпах обновления технологий и оборудования в экономике. То же самое можно сказать и про Северный Кавказ. Другими словами, в отстающих по экономике регионах и с профессиональной переподготовкой проблемы — учить некому и нечему.
Таким образом, при внешней простоте индикатора развитости системы дополнительного профессионального образования он может стать хорошим инструментом анализа состояния системы ДПО. Показания индикатора могут стать основой для принятия решений о дальнейшем развитии или реструктуризации системы допобразования.
Сотрудники Президентской академии отмечают, что методика будет полезна региональным органам управления образованием, Министерству труда и социального развития, Министерству науки и образования, Министерству просвещения и Росстату.