Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 4 минуты
5544

Дополнить образование. Вести переподготовку специалистов можно лучше

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — это важное дополнение, которое работники могут получать к своему основному диплому. ДПО направлено на обновление знаний и навыков, получение новой квалификации или освоение новой профессии.

Новые компетенции

ДПО позволяет специалистам повышать свои компетенции в самых разных областях — медицине, строительстве, металлургии, сельском хозяйстве и т. д. Допобразование востребовано в условиях быстро меняющегося рынка труда и технологического прогресса, поскольку служит инструментом для карьерного роста и повышения конкурентоспособности сотрудников.

Эта система существовала ещё в СССР. В современной России к росту спроса на обучение по программам ДПО привело, в частности, импортозамещение продукции из недружественных стран. Для оценки эффективности этих программ в Президентской академии разработали индикатор развитости системы дополнительного профессионального образования (ИРС ДПО). О том, что это такое и как работает, разъясняется в аналитической записке сотрудников Президентской академии Алексея Коваленко и Александра Федотова «Индикатор развитости ДПО определяет точки роста и направления развития дополнительного профессионального образования в регионах и отраслях».

Учиться надо чаще

По мнению авторов, достаточно наглядным показателем качества ДПО является периодичность обучения — через сколько лет люди, занятые в экономике региона, проходят обучение по программам дополнительного образования. 

Сотрудники Президентской академии подметили, что работающие на Дальнем Востоке обучаются чаще, чем на Юге. Другими словами, потребность в допобразовании в ДВФО удовлетворяется быстрее и более полно, чем, скажем, в ЮФО. 

«Это хорошо иллюстрирует проблему корректности оценки степени развитости системы ДПО в регионе и ее соответствия потребностям экономики региона», — сказано в аналитической записке.

Кто впереди?

Так что же представляет собой Индикатор развитости системы ДПО? Авторы определяют ИРС ДПО как отношение доли прошедших обучение по программам ДПО от числа занятых в регионе к доле прошедших обучение по программам ДПО от числа занятых в стране в целом.

Дальше всё совсем просто. Превышение ИРС ДПО величины 100% говорит о том, что уровень развитости системы в регионе удовлетворяет потребности в обучении по программам допобразования жителей не только данного, но и других регионов. 

Вот этот показатель по федеральным округам в порядке возрастания.

  • СКФО — 45,5
  • ЮФО — 80,2
  • СЗФО — 95,0
  • СФО — 105,2
  • ПФО — 100,5
  • ДВФО — 108,2
  • УФО — 113,0
  • ЦФО — 113,1

Индикатор показывает, что, например, ДВФО по уровню развитости дополнительного образования находится на третьем месте в стране. И это, несмотря на то, что достаточно большое число жителей округа обучается по программам ДПО в других округах. Можно сказать, что основой развитости системы ДПО на Дальнем Востоке является концентрация усилий на развитии тех направлений, в которых округ конкурентоспособнее, чем другие субъекты Федерации. 

Кто лучше работает, тот лучше учит

Лидерство одних регионов в области дополнительного профессионального образование и отставание других в общем-то довольно легко объяснить. Центральный и Приволжский федеральные округа, а также Урал — это регионы опережающего экономического развития. Соответственно, у их систем ДПО больше возможностей привлекать для обучения слушателей более квалифицированных преподавателей и использовать более современную учебно-лабораторную базу. 

В Приволжском федеральном округе развитость систем ДПО хорошо коррелирует с уровнем экономического развития таких субъектов Федерации, как Пермский край, Самарская область и Республика Татарстан.

А вот низкий показатель ИРС ДПО Северо-Западного федерального округа может свидетельствовать о низких темпах обновления технологий и оборудования в экономике. То же самое можно сказать и про Северный Кавказ. Другими словами, в отстающих по экономике регионах и с профессиональной переподготовкой проблемы — учить некому и нечему. 

Таким образом, при внешней простоте индикатора развитости системы дополнительного профессионального образования он может стать хорошим инструментом анализа состояния системы ДПО. Показания индикатора могут стать основой для принятия решений о дальнейшем развитии или реструктуризации системы допобразования. 

Сотрудники Президентской академии отмечают, что методика будет полезна региональным органам управления образованием, Министерству труда и социального развития, Министерству науки и образования, Министерству просвещения и Росстату.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах