Каждому 22-му ученику в России онлайн-образование недоступно: из 16 млн детей школьного возраста у 700 тыс. дома нет компьютеров или мобильных гаджетов для выхода в интернет. Во многих селах интернет есть лишь формально: чтобы его поймать, приходится лезть на крыши или искать пригорки.
В таких школах с ужасом вспоминают весну 2020 года, когда из-за пандемии все занятия перевели в онлайн. Сейчас на удаленку отправляют отдельные классы, где зафиксированы случаи массового ОРВИ. У родителей есть опасения, что после двухнедельных каникул с 5 по 18 октября многие школы России вновь, как и весной, перейдут на дистанционное обучение. Семьи в поселках называют его «испытанием нервов и кошелька».
Хутор Поцелуев: где грузится интернет?
У жительницы хутора Поцелуев (Ростовская область) Жанны Груциновой двое детей: мальчик и девочка. Нынешней весной они учились в первом и четвертом классах сельской школы. Семья в полной мере ощутила все «прелести» дистанционного обучения в российской глубинке.
«Обучение на удаленке происходит следующим образом, — рассказывает молодая мама. — В 8:15 утра, как звучит первый звонок на урок, учитель по WhatsApp присылает задание с указанием номера упражнения в учебнике, пишет комментарии. За 40 минут, столько длится урок, ребенок должен выполнить задание, далее — сфотографировать страницу с написанным уроком и отослать обратно. Через какое-то время преподавать высылает оценку. Это четвертый класс. Для первоклассника преподаватель также присылает, но уроки даются на неделю, и мы с сыном сами регулируем время выполнения домашнего задания. Я бы не успевала одновременно следить за двоими».
Без помощи Жанны дети не могли выполнить задание, ведь на двоих у них один мамин телефон и нужно уметь пользоваться мессенджером.
«Некоторые говорят, что их дети самостоятельно занимаются, но это в том случае, если у них современные компьютеры или ноутбуки со скоростным интернетом. У нас в Поцелуеве интернет очень слабый! Перепробовали связь всех четырех мобильных операторов, кое-как приспособились, — продолжает Жанна Груцинова. — Чтобы отправить фото выполненного задания по WhatsApp, мы кладем телефон на второй этаж ярусной кровати, оттуда лучше грузится. Но маневр не всегда помогает, учитель пишет: „Где ваша работа?“ Мы отвечаем: „Минуточку-минуточку, уже в пути“. Тогда иду с телефоном на улицу к туалету, возле него почему-то лучше всего уходят тяжелые файлы. Каждый житель Поцелуева знает „свои“ места доступа в Сеть. Вот так у нас проходит онлайн-обучение».
«Отпросилась с работы, чтобы сделать уроки»
Дистанционное обучение изменило уклад жизни многих селян Поцелуева, где проживает около 600 человек. Весной не у всех родителей имелись телефоны, которые могли поддерживать WhatsApp. Поэтому семьям пришлось напрячься, купить современные гаджеты. Для сельской семьи это немалые деньги и незапланированные траты. Новые телефоны приобрели и учителя школы, где учатся 50 детей.
«Мне пришлось отпрашиваться с работы и находиться дома до 11 часов, — поясняет Жанна Груцинова. — До тех пор, пока не сделаем уроки. Старшая дочка научилась пользоваться WhatsApp, но у нее нет собственного телефона, поэтому все операции проходят через мой. А ведь еще нужно по хозяйству успеть управиться: покормить уток, поросят».
По словам собеседницы, в их хутор обещают провести проводной интернет. Но эта услуга вряд ли повысит качество обучения. В ее семье компьютер и ноутбук не новые, поэтому потянуть картинку видеоурока техника не сможет.
Хутор Богатов: домашнюю работу отправляли с пригорка
Учитель немецкого языка хутора Богатов (Ростовская область) Марина Хорошева рассказала АиФ.ru об особенностях онлайн-учебы в их поселении.
«В школе Богатова учится 34 ребенка, я занимаюсь со школьниками со второго по девятый классы, получается 30 человек. И большинство из них на удаленке столкнулось с проблемой неустойчивого интернета, — делится мнением педагог. — Хутор расположен по берегу реки Донец, есть дома внизу, как в нише, другие — выше реки. Досталось тем, кто живет около реки. Им приходилось выходить со двора, подниматься вверх на пригорок и искать место, где ловит интернет, чтобы отправить домашнее задание по WhatsApp. Есть и такие, кто в комнате подвешивал модем к потолку, чтобы поймать сигнал».
В хуторе работает проводной интернет, это единственная постоянная связь, но услуга не для всех доступна — по деньгам и из-за отсутствия компьютеров в семьях.
Нынешним летом после многочисленных жалоб селян здесь установили вышку сотовой связи. Доступность интернета повысилась, но, как считает учитель, это не решило всех проблем.
«Самая большая сложность — не у всех детей есть компьютеры и современные сотовые телефоны с достаточной памятью, чтобы принять тяжелые файлы. Я отправляла голосовые сообщения, зачитывала текст, слова проговаривала. Иначе как учить иностранный язык? Аудиофайлы доходили с трудом».
«Если родители находились на работе, то дети высылали домашнее задание поздно вечером, когда мама или папа возвращались домой. Семьи выкручиваются из ситуации по-разному. У родителей одного ученика не было сотового, на помощь мальчику пришла бабушка с собственным мобильным. А мне приходилось с утра до позднего вечера принимать ответы на домашние задания. Поэтому у нас в Богатове вряд ли скоро будет так, как в городе, чтобы я вела видеоурок онлайн со всеми школьниками одновременно».
Недоступно онлайн
В России две тысячи школ не имеют подключения к интернету, почти в каждом третьем учебном заведении общего образования отсутствует высокоскоростной интернет. Эти данные приводит Министерство просвещения РФ. В ведомстве отмечают, что большинство таких школ находится в сельской местности.
Весной перевод школ на удаленное обучение из-за пандемии показал, что каждому 22-му ученику в России онлайн-образование недоступно. Данные Минпросвещения таковы: из 16 млн детей школьного возраста у 700 тыс. дома нет компьютеров или мобильных гаджетов для выхода в интернет.
На деле таких детей гораздо больше. Пример — хутора Поцелуев и Богатов, где интернет формально есть. Но воспользоваться им не всегда получается...