Что такое цифровое портфолио школьника?
На фоне развития информационных технологий постепенно происходит цифровизация школьного образования. Одним из нововведений ближайшего десятилетия может стать цифровое портфолио школьников, где будут фиксироваться различные достижения учащихся начиная с четвертого класса, рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
В интервью «Российской газете» глава ведомства отметил, что сейчас все находятся «на пороге того, чтобы в течение 5-10 лет уже начать объективно оценивать не только знание того или иного школьного предмета, но и другие достижения: креативность, творческие, спортивные способности ребенка и так далее». По словам чиновника, в такое портфолио будут заноситься не двойки или примечания о поведении учащегося, а положительные достижения и внеучебная деятельность. Все это будет переводиться в баллы и учитываться при поступлении в вуз.
Станет ли цифровое портфолио заменой ЕГЭ?
Несмотря на ряд критикуемых недостатков системы ЕГЭ, полностью оказаться от единого экзамена не выйдет. В разных регионах дети учатся в различных условиях, «накопить» достижения в своем портфолио ученикам в небольших городках будет сложнее, чем тем, кто учится в мегаполисах. Поэтому по задумке цифровое портфолио должно стать дополнением, позволяющим оценить то, что не дает оценить ЕГЭ.
Кроме этого, внедрение такой цифровой «биографии» будет мотивировать учащихся еще со средней школы участвовать в тех или иных активностях: олимпиадах, волонтерских программах, общественных проектах и др. С точки зрения оценки успеваемости наличие подобного портфолио позволит избегать ситуаций, когда школьник в течение всех лет плохо учится, а потом «неожиданно» сдает ЕГЭ на 100 баллов. В цифровом «багаже» такого ученика никаких других достижений не будет.
В чем заключается сложность внедрения цифрового портфолио школьников?
Сложнее всего при такой системе определить, сколько дополнительных баллов при поступлении дадут школьнику его зафиксированные в портфолио достижения. В разных регионах те или иные конкурсы и проекты отличаются, и создать единую систему оценки участия в них проблематично.
«Мы рассматриваем такой механизм верификации. На первом этапе, например, договориться с ведомствами: вы определяете перечень культурных, спортивных, волонтерских, образовательных центров, которые входят в общефедеральный перечень и которые заслуживают доверия», — рассказал Анзор Музаев. По его словам, при таком механизме учитываться будет только участие в мероприятиях через эти организации.
Кроме этого, примерно к 2030 году планируется открыть внешкольные центры оценки качества образования. Там учащиеся смогут писать различные контрольные, в том числе годовые, которые будут отражаться в портфолио. Оценки за эти работы будут релевантны для всех регионов.