Но только ли ради финансового благополучия надо приучать детей к книгам? Можно ли обойтись информацией из Интернета? В чьих интересах Российский книжный союз разработал программу чтения – для прибыли книгоиздателей или в помощь подрастающему поколению? И что будет с теми, кто игнорирует лучшего друга (как называли книгу в советское время)?
Об этом AIF.RU спросил у академика РАО, профессора, члена Союза писателей России, первого замминистра образования РФ (1998–2004 гг.), гендиректора издательства «Дрофа» Александра Киселёва.
– Моему внуку всего год и четыре месяца, а он меня без книжки уже не встречает. К книгам я его приучил. Зачем?
Давайте по порядку.
В середине 80-х годов около 85 % родителей читали книжки своим малышам. Сейчас – менее 15 %. Это значит, что в 85 % семей не воспитывается потребность к чтению. Почему это опасно? Только ли потому, что в таких семьях дети недополучат какие-то знания? Это важно, но вторично. А первично, и я в этом глубоко убеждён, что пренебрежение чтением глушит потребность в знаниях, гасит мотивацию к самосовершенствованию. Потенциал у детей в России очень высокий. Но его надо разбудить, наполнить смыслом.
Как бы ни высокопарно это звучало, но то, что дети перестали читать, лишает нас возможности восстановить упавший уровень интеллекта нации. Основные потери, особенно в уникальной системе дошкольного воспитания, пришлись на начало 90-х годов. Можно сказать, что тогда развалили саму систему дошкольного образования. Очень хорошо, что сейчас правительство восстанавливает детские сады, различные развивающие кружки, ведётся работа по подготовке стандартов дошкольного воспитания и образования.
Хотя и сейчас в новых стандартах школьного образования нет обязательных уроков чтения. Это неправильно. Я вспоминаю свою начальную школу в рабочем районе. Кто-то выходил к доске и читал, затем другой и т. д. Так отрабатывалась дикция, пополнялся словарный запас, формировался интерес к слову. Не раз слышал странный для меня вопрос – зачем читать? А зачем дышать? Зачем кушать? Ясно, что это естественные потребности человека, и чтение должно стать такой же потребностью. Чтение развивает фантазию, художественное мышление (в отличие от кино, которое вкладывает готовые образы в головы людей), умение воспринимать красоту, возможность анализировать, сравнивать. Чтение – это интеллектуальное развитие как таковое, это шлифовка ума. Книга расширяет интересы, через неё можно увидеть, какой духовный мир тебя окружает, что из себя представляют другие люди. Герои – это же другие люди. Чем они похожи на нас, а мы на них? Чему мы можем у них поучиться? Каких их ошибок избежать? И самое главное, если это высокохудожественное произведение, то оно прививает любовь к замечательному русскому языку – звонкому, прозрачному, чистому, ритмичному.
Неважно, в каком формате издана книга – в печатном виде или в виде аудио-носителя, главное – чтобы это было произведение интеллектуального труда.
Чем отличается человек читающий от человека, получающего информацию из других источников? Ведь есть же Интернет, какие-то другие носители информации. Почему именно книга? Дело в том, что информация и чтение –разные ипостаси. Человек информированный и человек образованный – разные категории. Образование предполагает развитие интеллекта, простая информация – возможность подстраиваться под быстро меняющийся мир. Но верна ли формула, что человек должен быстро меняться в быстро меняющемся мире? Я считаю, что она относительна, потому что в каждом человеке должен быть стержень, который отличает его как личность. Он будет учитывать изменение обстоятельств, но при этом останется самим собой. А если постоянно меняться, что из нас получится, дорогие читатели? Не будет настоящих мужчин и неповторимых женщин.
Для того чтобы сформировать потребность в чтении книг, нужно раскрыть значимость человека образованного. А у нас последние годы как к интеллектуальному труду относятся? Считается, что образованные – это люди третьей категории. Профессор в вузе получает 16 тысяч рублей. А чтобы им стать, требуется 20 лет!
Помните, была жуткая реклама? Сидят молодые люди и говорят: «Кто побежит за пивом?» И кто бежит? «Ботаник» в очках. Пока в обществе будет пренебрежительное отношение к носителям культуры и образования, мы не преуспеем в формировании потребности к развитию творческих и неординарных личностей.
Современное общество всё пересчитывает на деньги. Давайте и мы попробуем конвертировать бонусы от чтения в купюры. Возьмём за пример бизнесмена. У него есть хорошая практическая хватка, воля и целеустремлённость. Он много читает, а потому умеет правильно формулировать свои цели. У него более широкое восприятие той области, в которой он работает, поэтому он может принимать неординарные, а потому более удачные решения, которые ему дадут конкурентные преимущества. С кем интереснее общаться, когда приходишь на работу или нанимаешь нового сотрудника – с человеком, который двух слов связать не может, или с умным, образованным, эрудированным? Последнее – важнейшее условие жизненного успеха.
А закладывается этот успех с младенчества. С того, что мама сажает ребёнка на колени, кладёт перед ним книжку с иллюстрациями и поясняет, почему на первой странице волки агрессивно себя ведут с зайцем, а на второй они уже друзья? Потому что на следующей странице зайчик новогоднюю ёлку наряжает, он не ответил волкам угрозой на угрозу, он предложил им праздник. И нужно объяснить ребёнку: «Вот, посмотри, как зайчик успокоил волков». Они вместе стали украшать свою жизнь… даже курить бросили.
К сожалению, должен отметить, что рынок детской литературы нуждается в ревизии. Иной раз родители жалуются, что купили красивую, дорогую книгу, а там ни редактуры, ни работы корректора, да и по содержанию сказки какие-то страшные. Я не говорю, что цензуру надо вводить. Но должна быть внутренняя цензура совести и культуры тех, кто выпускает книги для детей. Однако прийти к этому не просто. Когда бескультурный человек начинает производить эту продукцию, он себя воспроизводит, понимаете? В погоне за прибылью и редакционная правка страдает, и само содержание. А ведь каждая книга должна учить, воспитывать, заинтересовывать. Заставлять читать нельзя, иначе получите обратную реакцию ребёнка. Как книжку увидит, скажет: «Сколько из-за неё неприятностей было…наказывали… даже в угол ставили».
Вот говорят: «Хороший человек – не профессия». Всё это ерунда. Хороший человек – это наше достояние. Ибо хорошим специалистом ты будешь 8 часов в сутки, а человеком – всегда. И не надо бояться превратиться в белую ворону. Мол, все кругом только в компьютер смотрят, один я – в книги, поэтому останусь без друзей и заскучаю. Знаете, когда может быть скучно? Когда превращаешь себя в музей. Консервируешь свои знания, превращаешь их в «заумь» – духовные и нравственные ценности должны жить и развиваться. Умным скучно не бывает – они интересны не только другим, но и себе. У меня один приятель, который академиком стал, говорит: «Да что ты, Саш, мне скучно не бывает, я общаюсь с таким хорошим человеком». Я говорю: «С кем?» Он, смеясь: «С собой». Он весел, самодостаточен, умён.
Убеждён, что проблема падения интереса к чтению – боль нации. Это, если угодно, угроза национальной безопасности – не меньше, чем угроза ядерной войны. Только второй мы противопоставляем гонку вооружений. А с первой справиться сложнее. А если, простите за запальчивость, мы будем, мягко говоря, недоумками, то никакие ракеты уже не помогут выжить. Тем более сейчас, когда свыше 50 % детей рождаются в бедных семьях, а значит, у них весьма ограниченные возможности для получения не только высшего, но и просто качественного образования.
Смотрите также: Факты которые должен знать каждый образованный человек →