Проработав десять лет в Финляндии, став учителем года в иностранной школе, он снова вернулся на родину. Павел Анатольевич - потомственный учитель. Бабушка и мама преподавали русский язык и литературу, а он с третьего класса проверял тетрадки - отмечал ошибки на полях.
- Я собирался стать учёным-физиком, - вспоминает П. Шмаков. - Но на 2-м курсе МИФИ мы с друзьями создали класс при вечерней физматшколе. Изучали теоретическую физику на стыке с философией. За это нас и закрыли через пару лет.
Академический колледж при Казанском университете - его первое детище как директора - появился в лихие 90-е. Здесь изучали языки, поощряли творчество и индивидуальность. По вечерам в школе звучали песни под гитару, в гости к ребятам приходили поэты и учёные. Колледж просуществовал 9 лет. Среди его выпускников есть доктора наук, художники, поэты. Один из бывших учеников Шмакова стал чемпионом мира по программированию. По книге другого, Дениса Осокина, недавно сняли фильм «Овсянки», отмеченный на Венецианском кинофестивале.
А у директора Шмакова родился новый замысел: он мечтал открыть интернат для одарённых сельских детей.
- Я даже получил поддержку президента республики. Но на этапе согласования с мэрией всё закончилось - надо было бороться за каждый шаг. Коллектив не выдержал. И через 2 года колледж закрылся.
Финский метод
Без школы, без детей Павел Шмаков себя уже не представлял. Какое-то время преподавал в Москве. Потом уехал в Финляндию - строить семейное счастье с финской женой. Ради любимого дела получил европейский педагогический диплом в университете в Хельсинки и вскоре снова стоял у доски в стране, входящей по уровню образования в тройку лучших государств мира. Там, где система образования нацелена на средних и отстающих детей, а не на лучших, как в России.
- В Финляндии в 70-х гг. отказались от проверок учителей. Разве можно проверять художников? Важен результат. У нас педагогов заставляют заполнять кучу бумажек, оскорбляют. Недавно в мою казанскую школу приходила проверка. Вахтёр остановил её на входе. Мы все услышали столько брани! В присутствии детей!
Возвращению Шмакова, как и отъезду, поспособствовали городские власти. Уже другой казанский мэр находился с визитом в Финляндии. На экскурсии в школе его подвели к одному из лучших педагогов. «Лучшим учителем года меня выбрали школьники, 550 человек, тайным голосованием. Это самая значимая награда для меня. Дипломы за заслуги вручают, руководствуясь «взрослыми» критериями, иногда подкреплёнными финансами и звонками. А детей не купишь», - считает учитель.
Взятки гадки!
Через год мэр пригласил педагога вернуться в Казань. Предложение Шмаков принял только с условием открытия интерната для сельских детей. С августа прошлого года он вновь директор, в его лицее учатся 600 детей. По уровню баллов ЕГЭ это второе в республике учебное заведение.
- Едва пришёл, увидел в компьютере списки учащихся, принятых за взятки. Их больше трети! - говорит Павел Анатольевич. - Разумеется, я никого не буду выгонять. Дети не в ответе за родителей. Но в следующем году набор будет проводиться по способностям.
Сейчас его зарплата в три раза меньше предыдущей. Половина его семьи живёт в Финляндии: в Казань Павел Анатольевич забрал лишь дочку Настю, которая после развода с финской женой осталась жить с ним.
Зато на работе у него планов - море. Добавить изучение новых языков, создать малые творческие классы, чтобы дети могли лучше раскрыться.
Только школьники иногда волнуются, вдруг их директора опять вынудят уехать...