«АиФ» приводит выдержки из необременённого формальными рамками и условностями разговора, который не ограничился экологическими темами.
Бедные медведи, «богатые» леопарды и маразм
Меня родители часто вывозили за город, в школе в походы ходил. Но за пределы Ленинградской области я практически не выезжал. География — был мой любимый предмет. Но так сложилось, что после университета я попал в известную организацию и надолго уехал за границу, где провёл больше 10 лет, в разных странах. Я на тот момент лучше знал природу, климатические условия, разнообразие северных стран Европы или восточно-африканских государств. Там есть национальные парки. Тогда я проникся не просто интересом и любовью к диким животным, а к тому, что их можно видеть в естественной среде обитания, а не в зоопарке. С тех пор у меня отношение к зоопаркам не очень хорошее. Они имеют право на существование, но должны быть цивилизованными. Там, где животные могут свободно передвигаться, а не сидеть в клетке три на три метра, как зачастую бывает: сидит бедный медведь... Вернувшись в Россию, став публичным лицом, я стал много ездить по стране, наконец-то. Я был во всех регионах России, понял, какая у нас красивая страна.
По защите редких краснокнижных животных мы один из лидеров в мире. Это не моя точка зрения, это оценки зарубежных экспертов. С этой точки зрения нормально всё. Есть чем гордится, похвастаться, иностранные учёные это признают. Леопардов (в национальном парке «Земля леопарда» — ред.) 99 на сегодняшний день, я слежу.
Минприроды затянуло с новым изданием Красной книги. К концу этого года новая редакция красной книги будет издана. Но это самое главное. Все краснокнижные животные есть и в старой Красной книге. Там список растений может измениться. Животный мир — с небольшими изменениями. Главное — охрана краснокнижных животных. Когда Владимир Владимирович был председателем правительства, он настоял на изменении закона: ответственность не просто за браконьерство в отношении краснокнижных. Такая статья была и раньше. А любая перевозка так называемых дериватов — усов тигра, когтей, внутренностей... Теперь, если человека ловят в поезде с двумя усами тигра — это сразу уголовная статья.
Браконьерство — это давным-давно не спонтанная охота ради того, чтобы выжить. Это организованная преступность.
Браконьерство — это давным-давно не спонтанная охота ради того, чтобы выжить, денег немного заработать. Это организованная преступность. Это и в мире так. Поступает, допустим, заказ из Москвы в Приморье на шкуру амурского тигра. Банда браконьеров: один убивает тигра, но к нему не подходит. Едет другая машина, подбирает. Сейчас на Дальнем Востоке созданы специализированные подразделения полиции, которые только с этим и борются. Если у вас найдут шкуру амурского тигра или дальневосточного леопарда — это гарантированная тюрьма. Там уже штрафа быть не может. Даже только потому, что у тебя висит шкура. Это очень сильно подействовало позитивно. Конечно в тайге, на крайнем севере, где белые медведи, или в океане, где белухи и касатки, полицию не поставишь. Поэтому мы дали больше прав — по своей прошлой работе я их называют рейнджерами — сотрудникам нацпарков, которые теперь имеют право остановить машину. Едет, например, джип по тайге, из окон торчат копыта убитых животных. Раньше в тайге надо было звать сотрудника полиции — чистой воды маразм.
Как только навели порядок с тиграми и леопардами, их численность начала расти. Когда прекратилось браконьерство и стало много корма — а мы занимаемся подкормкой, то есть копытных кормим и туда подкидываем... Не очень гуманно, но это природа, хищники. Как только навели порядок в нацпарке «Земля леопарда», туда подтянулось 23 амурских тигра — они же соображают: безопасно, кормёжки много. И они подтянулись туда из других регионов. Ничего, уживаются.
Земли много, а намусорить негде, вокруг — Москва и область
90% всех отходов — это промышленные, а не бытовые, связанные с добычей полезных ископаемых. Фактически, это грунт, который поднимается при разработке шахт. Некоторые промышленники предлагают исключить эти отходы из отходов. Спорный вопрос. В любом случае даже такие отходы нужно как-то облагораживать. Землёй засыпать, деревца посадить, горнолыжный спуск, в конце концов, сделать. Как делают и с помойками, когда их утилизируют. По знаменитой балашихинской решение уже принято: она будет засыпана землёй.
В обращении с твёрдыми коммунальными отходами мы сильно отстали от цивилизованного мира. Современной мусоропереработкой, утилизацией мы практически не занимались. Философское объяснение: мы огромная страна, у нас много земли. При всём уважении к Люксембургу, но земли там мало. И они раньше нас задумались, как утилизировать ТКО.
Мусор — «эндлесс» источник энергии!
Часто приходится слышать и читать, что заводы по термической обработке отходов — страшная вещь и караул, вроде кирпичного здания с трубой, из которой валит чёрный дым, отравляя всё вокруг. В мире — 500 таких заводов. Минздрав посчитал, что классическая свалка, как балашихинская, даёт канцерогенных заболеваний 100 на 1 млн. человек. Современные заводы — там 1 на 1 млн. человек. То есть в 100 раз безопаснее, чем классическая свалка. При каждом таком заводе будут мусоросортировочные комплексы, сжигаться будет от трети до половины всего, что будет доставляться на полигон, не больше. Далее, это не просто завод по термической обработке, этот завод вырабатывает электроэнергию, может вырабатывать тепло. Мой любимый пример — город Стокгольм. Та же климатическая зона, что и Москва. Построено два завода таких, которые полностью отапливают весь город в зимнее время своим собственным мусором.
С точки зрения технологий, мы взяли лучшую, и начинаем строить в этом году: 4 завода в Подмосковье, где самая острая проблема, объёмом 2,5 млн. тонн переработки в год. И один в Татарстане на 0,5 млн. тонн в год. Это технологии закуплены дочкой госкорпорации «Ростех» — «РТ технологии» — у мирового лидера «Хитачи», при дальнейшем масштабировании они становятся российскими, права уже у нас.
Россия настолько богатая страна, что у нас есть все источники энергии. 40% электроэнергии в России вырабатывается на газе, а это — абсолютно экологически чистое топливо. К нему вопросов вообще нет. 18% — атомная энергетика. Я считаю, это мало, я — сторонник атомной энергетики, курировал Росатом в правительстве достаточно долго. Во Франции — 80% электроэнергии вырабатывается АЭС. Ещё нефть. И около 15% — уголь, который экспертами считается грязным источником энергии. В странах ЕС — 40% электроэнергии вырабатывается на угле, в Китае ещё больше. Россия в этом смысле практически всех обогнала. Хотя мы не против и возобновляемых источников энергии. Солнечной, например. Конечно, это доли процентов или считанные проценты в общем объёме. Но солнечная энергетика уже у нас есть. Как бы ни ругали Чубайса и «Роснано», но он солнечные батареи с помощью новых технологий сделал. И у нас на Алтае, в Якутии — в отдалённых регионах, где много солнца и огромные расстояния — есть возможность избежать северного завоза.
Вы ещё не сортируете? Тогда мы идём к вам.
Тема раздельного сбора мусора — отдельная, не связанная с заводами по термообработке. Две возможности. Первая — раздельный сбор прямо во дворе. Но в малогабаритной квартире тяжело держать отдельный пакет для батареек, отдельный для бумаги, для пластика, для пищевых отходов. Допустим, сознательные люди будут это делать и выносить отдельными пакетами во двор или на улицу, где должно стоять, условно, пять отдельных баков. Но если к ним хоть раз в жизни подъедет мусоровоз и из всех пяти баков свалит всё к себе в одно чрево — это будет полной компрометацией всей идеи.
Второй вариант — не делать раздельный сбор мусора. Это я уже говорю, ссылаясь на мнение экспертов: вывозить всё вместе, но сортировать уже непосредственно перед полигоном или заводом по термической обработке.
Если это делать непосредственно силами жителей, значит, к каждому баку должен подъезжать «свой» мусоровоз. Если управляющая компания сможет это делать, ради бога. Но тогда жители должны получать хоть символический, но бонус за это. У нас уже есть районы, где такая система работает, мало, но есть. Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв рассказывал, что, например, местная власть в Мытищах уже организовала раздельный сбор мусора. Хочу скоро съездить — посмотреть, как это работает на практике, вся цепочка: квартира — бак — мусоровоз к нужному баку. Либо, второй вариант — мусоросортировка перед утилизацией.
Но люди, судя по опросам, всё больше готовы собирать мусор раздельно. У нас появились пункты сбора батареек, люминесцентных ламп. Их мало, но они есть. У меня — не малогабаритная квартира и кухня достаточно большая. Там, где у меня ведро для мусора, я рядом держу пакет, куда сбрасываю батарейки. Батареек много расходуется на разные электронные приборы. Раз в полгода члены семьи отвозят на пункт приёма.
Криминальные генералы мусорных карьеров
Мусорный бизнес в России очень сильно криминализован. Это складывалось десятилетиями. Его надо выводить в белую. Сейчас правоохранительные органы и прокуратура этим занимаются. Балашихинский пример — на поверхности. С другой стороны, президент во время прямой линии спросил: а кто разрешил строить дома рядом со свалкой? Ведь свалка появилась раньше домов. Ответ на поверхности: коррумпированные местные чиновники, которые дают разрешение девелоперам, которые готовы всё застроить.
Владение машиной — это боль
Правительство Москвы много делает для развития общественного транспорта, и с платными парковками, как бы это ни было больно и непопулярно. Я однозначно за платные парковки. Наконец-то жители крупных российских городов должны понять простую вещь: приобретая личный автомобиль, вы приобретаете огромную головную боль. Вы должны задуматься, где парковаться у дома, если покупаете машину и не покупаете гараж, сколько часов будете стоять в пробках и где парковаться у работы, сколько будете ехать в пробке с работы домой. Нужна альтернатива — экологически чистый общественный транспорт... В Москве на электробусы начинают переходить. Автомобили на газе. Я сам лет 15 на своей личной «Волге» с газовой установкой с удовольствием ездил.
Откат? Да пошли вы!
Дороги, как известно, — вторая российская беда. Вы ездили по новым платным дорогам? Есть претензии к качеству? Никаких. Федеральные дороги, которые, правда, составляют процентов 7 от всех дорог России, в целом приведены в порядок, и бесплатные тоже. Беда — с региональными и муниципальными дорогами. Здесь и криминал, и коррупция, отчасти — климат. Когда температура часто пересекает ноль градусов, хуже для дороги не бывает: то лёд, то вода. Госкомпания «Автодор», которая строит федеральные дороги — там проблем нет. А вот когда дорога районная, межпоселковая — туда нормальные подрядчики либо не доходят, либо, когда приходят с предложением своих услуг и слышат о размере отката, как правило, сразу разворачиваются: «Да пошли вы». Выбираются подрядчики, которые тяп-ляп делают. Здесь всё на совести местных руководителей и глав регионов. В конце концов, есть ведь и регионы, где нормальные региональные дороги. Почему такие различия? Потому. Я попытался максимально откровенно об этом сказать.
«Мне звонят из каких-то магазинов»
Стоит в какой-то компании что-то купить и оставить паспортные данные... В лучшем случае тебе будут надоедать телефонными звонками: «а купи ещё». А мне, может, этого больше не нужно. Мне на мобильный телефон, когда он включён, звонят из каких-то магазинов, которые предлагают свои услуги. А я что, их просил? Откуда у них мой телефон или почтовый адрес? Я считаю, что рекламу в почтовый ящик нужно бросать только в том случае, если владелец заявил, что он хочет получать эту рекламу. А если ничего не заявил — нечего в ящик и бросать. Потому что он раздражённый достаёт из ящика и бросает на землю. И я его понимаю: не просил рекламой заваливать.
Меня часто называют ястребом. В вопросах национальной безопасности и обороны я достаточно ястребиный. А в вопросах бизнеса и прав человека я достаточно либеральный.
Вопрос персональных данных, их защиты — вопрос «прайвеси», «прайвеси» надо соблюдать. Это вопрос и защиты прав и человека, и персональных данных. Меня часто называют ястребом. В вопросах национальной безопасности и обороны я достаточно ястребиный. А в вопросах бизнеса и прав человека я достаточно либеральный. Я сторонник развития бизнеса. Кое-где это пока просто невозможно — в сфере газа, отчасти нефти, железной дороги. Я давно призываю акционировать «Почту России», я её в правительстве курировал. Как может развиваться ФГУП «Почта России»? Да никак. Мы в конце концов РЖД акционировали. Да, 100% у государства, но это — акционерное общество. А когда ФГУП — бесполезно.