Примерное время чтения: 8 минут
1172

Главная тема. Как проходит «мусорная» реформа в России

«Тема стала уже политической»

Одним из трендов 2018 года стали так называемые «мусорные бунты», когда жители различных регионов выходили на акции протеста в защиту своего права на здоровую окружающую среду и против строительства новых полигонов для размещения отходов, мусоросжигающих и мусоросортировочных заводов. В начале прошлого года такие митинги проходили в Московской и Ярославской областях, затем к ним подключились Челябинская и Архангельская области, а также другие регионы страны. Как выяснили социологи ВЦИОМ, сегодня 47% граждан России выражают готовность принять участие в экологических протестах, если у них будет такая возможность.

«Мусорная реформа, пожалуй, главная тема сейчас. Социальная, экономическая, инвестиционная тема, — отмечает Валерий Фадеев. — Почти везде, особенно в крупных городах, острейшая проблема — отходы. Тема стала уже политической. Только в Москве и Московской области 12 очагов социальной напряженности».

Решить накопившиеся проблемы

В 2019 году эта тенденция продолжается, готовятся масштабные акции против мусорной реформы. Активисты движения «Россия не помойка» объявили 3 февраля днем всероссийского экологического протеста и намерены вывести на улицы жителей большинства регионов страны. Среди подтвердивших свое участие значатся Челябинская область, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Архангельская, Самарская, Ростовская, Вологодская, Псковская, Владимирская области, Красноярский и Краснодарский край и другие субъекты.

Эксперты считают, что экологическая тема является одной из наиболее сложных в современном политическом процессе.

2 декабря 2017 года Общественной палате РФ, Общероссийскому народному фронту и Совету по правам человека президент России дал поручение проанализировать эффективность мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов, а также представить предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки указанных отходов.

По итогам исполнения поручения в Администрации президента 1 августа 2018 года был сделан доклад с рекомендациями по решению накопившихся проблем в «мусорной сфере» и обеспечению учета мнения граждан при строительстве объектов по переработке бытовых отходов.

«Анализ эффективности мер, проведенный общественниками, показал, что реформа буксует, объектов в области обращения с отходами нет. Это вызывает протесты со стороны граждан, и наводить в этой сфере порядок становится жизненно необходимо, потому что ситуация начинает угрожать жизни и здоровью граждан. Поэтому мы предложили ряд системных мер, в числе которых — создать компанию с государственным участием с функциями единого федерального оператора по созданию комплексной системы обращения с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами в форме публично-правовой компании (ППК). Министерство природных ресурсов и экологии РФ не сразу, но после обсуждения с экспертами, интегрировало предложение о создании публично-правовой компании в нацпроект по экологии», — рассказывает Альбина Дударева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, которая также же возглавила созданный в конце 2018 года профсоюз работников отрасли обращения с отходами.

Развитие системы переработки отходов

«Развитие полноценной системы переработки отходов требует изменения управления отраслью и создания государством публично-правовой компании по обращению с отходами», — заявил секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев 12 октября 2018 года на пресс-конференции в ТАСС, на которой были озвучены предложения общественников.

«Вновь созданная компания должна будет помочь регионам и операторам решить задачу развития предприятий по сортировке, переработке, сжиганию и захоронению отходов», — подчеркнул секретарь ОП.

По словам Фадеева, прямого финансирования не должно быть ни в коем случае, а задачи новой организации не должны сводиться к простому распределению денежных средств. «Достраивать звенья системы обращения с отходами, выпускать целевые облигации, создавать концессии, заказывать готовые объекты и оборудование у бизнеса и разделять риски с частными структурами», — так охарактеризовал секретарь ОП спектр задач, стоящих перед публично-правовой компанией.

«Мы готовы и дальше продолжать помогать чиновникам. Создавать компанию и обсуждать ее функции надо публично и открыто. Многочисленные поездки членов общественных палат по регионам и анализ обращения граждан показывают, что в обществе возникла атмосфера недоверия к любым проектам по обращению с отходами. Отдельные субъекты РФ столкнулись с протестами против любого строительства объектов. Население уже не хочет ничего. Не то что полигонов или мусоросжигательных заводов, но даже мусоросортировочных. Люди не верят ни бизнесу, ни власти. Нужно восстанавливать доверие. А без общества невозможно будет решить эту проблему. Поскольку тема крайне острая политическая и социальная, нашим предложением было, чтобы в органы управления этой компании были сразу включены представители Общественной палаты и Счетной палаты. Чтобы не раз в год проверять, но и осуществлялся непосредственный общественный и бюрократический контроль», — отмечает Валерий Фадеев.

Создание экооператора

14 января 2019 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

В документе указано, что «Высшим органом управления компании является наблюдательный совет, положение о котором утверждается правительством РФ. В его состав входят вице-премьер, министр природных ресурсов и экологии РФ, министр строительства и ЖКХ РФ, министр промышленности и торговли РФ и гендиректор компании. Правительство РФ назначает на три года членов наблюдательного совета и его председателя». Это свидетельствует о том, что в состав Наблюдательного совета Компании войдут только представители власти.

15 ноября 2018 года от Общественной Палаты РФ было направлено письмо заместителю Председателя Правительства РФ Алексею Гордееву, с рекомендацией «при создании ППК включить в состав наблюдательного совета данной компании представителя Общественной палаты Российской Федерации».

«Не менее важно, какая команда будет работать в Публично-правовой компании. Кто возглавит компанию? Будет ли руководитель обладать необходимыми компетенциями в данной сфере?

На последнем экстренном совещании по реформе обращения с отходами, прошедшем в Общественной палате РФ 24 декабря 2018 года, прозвучало мнение инвесторов, при каких условиях они готовы вкладывать средства в развитие отрасли. От них поступило предложение провести публичный конкурс на руководителя, у которого должен быть существенный стаж работы в отрасли, поскольку «управлять отраслью должны люди компетентные».

Одной из задач Публично-правовой компании, создать которую мы предложили, было привлечение десяти инвестиционных рублей на каждый вложенный государством рубль. И для того, чтобы состоялось государственно-частное партнерство, нужно услышать и участников рынка, и инвесторов», — считает глава Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.

Россия проделала колоссальный путь

Исполнительный директор Национальной Ассоциации Концессионеров и Долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик отмечает, что за 4 года реализации реформы Россия проделала колоссальный путь по созданию системы обращения с отходами. Однако риски реализации инвестиционных проектов в этой области растут в связи с нестабильностью системы и протестной активностью населения. Фактически, система управления отраслью напрямую влияет на ее инвестиционный потенциал.

В соответствии с Нацпроектом «Экология» 182 млрд. рублей, или 62% от общей суммы, планируется привлечь из внебюджетных средств.

«Для привлечения инвестиций в отрасль специального назначения нужны специальные условия. Одним из которых должно стать создание единого центра управления (влиятельной публично-правовой компании) для разработки и реализации профессиональной и ответственной стратегии отрасли с компетентными сотрудниками, выбранными по публичному конкурсу со стажем в сфере ТКО не менее 5 лет, — подчеркнула Светлана Бик. — Сейчас же выработка чрезвычайно важных решений по развитию отрасли происходит без учета мнения прямых участников процесса — населения и бизнеса. Необходимо наладить конструктивное взаимодействие всех участников процесса — сделать это под силу только государству».

Александр Баженов, президент компании Инфракап считает, что очевидна необходимость участия в наблюдательном совете создаваемой Публично-правовой компании кого-то, кроме чиновников. «Проблемы в управлении отходами, как мы видим, вызывают огромный общественный резонанс, — отмечает Александр Баженов, — и в первую очередь «необъяснённая» реформа системы управления отходами. То есть здесь вопросы связаны с политическими коммуникациями, с массовыми коммуникациями, с общественным мониторингом ситуации для того, чтобы правильно корректировать деятельность, связанную с развитием всей этой инфраструктуры, они являются очень важными».

Также он отмечает, что «учитывая, что в Наблюдательном совете ППК будет 3 министра, вице-премьер и генеральный директор, не очень понятно, насколько они будут понимать обратную связь того, как их решения реально реализуются, где их нужно корректировать, каким образом эта компания должна использоваться, где что-то реализовывается неправильно, неаккуратно, неточно, или непродуманно. Поэтому я считаю, там, конечно, должны быть представлены те, кто обладает необходимым опытом, квалификацией, и работает в этой индустрии. Вопрос о составе наблюдательного совета требует корректировки, особенно с учетом той роли в формирования идеологии реформы, в общественном мониторинге того, что происходит, которую сыграла Общественная палата РФ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах