Примерное время чтения: 4 минуты
14801

Рельсы в обратную сторону. Россия применяет на Украине бронепоезда

Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Евгений Биятов / РИА Новости

Боевым эшелонам, ощетинившимся пушками и пулемётами, предстоит решать в ходе СВО вспомогательные задачи. Бронепоезда будут, к примеру, обеспечивать переброску большого количества войск или военной техники, а также различные гуманитарные миссии.

Ещё одна их задача — обеспечивать охрану железнодорожных мостов, а также ремонт поврежденных путей. В атаку бронепоезда точно не пойдут.

Бронепоезд с запасного пути

Минобороны РФ задействовало на Украине неожиданную боевую единицу — специальный бронированный поезд «Волга» Западного военного округа. Сообщается, что этот вооружённый железнодорожный состав будут привлекать для решения целого ряда задач, в первую очередь, для разминирования железнодорожного полотна, сопровождения военных эшелонов и гражданских поездов, прикрытия различных объектов инфраструктуры, а также для гуманитарных миссий.

Бронепоезда, находящиеся на вооружении железнодорожных войск, представляют собой набор различных платформ и вагонов, на которые устанавливаются различные системы вооружения и модули. Железнодорожные машины в своём классическом виде — специально созданные бронированные вагоны с интегрированными системами вооружения. Когда-то были довольно популярными в различных армиях мира, но в настоящее время превратились в некий архаизм, военную экзотику. От них отказались все страны мира, в России они были сняты с вооружения в начала 1990 годов. Сейчас на хранении находится несколько серийных составов БП-1, которые построили в последние годы существования Советского Союза.

Наверняка американскую разведку ввела в ступор информация о том, что на вооружении российской армии до сих пор находятся бронепоезда. Сейчас их осталось немного: «Байкал», «Амур» и вот выкатившийся «бронемонстр» «Волга». Ещё в 1991 году было пять бронепоездов; они находились в составе Железнодорожных войск (ЖДВ) РФ и стояли на вооружении двух отдельных восстановительных батальонов в Южном военном округе.

«Спецпоезда решили сохранить, учитывая их участие во время компаний в Чечне, — рассказал aif.ru офицер ЖДВ, полковник запаса Александр Комаров. — Понятно, что бросать подобные “раритеты” на передовую никто не собирался, но в определенных ситуациях они могут сопровождать железнодорожные составы и прикрывать ремонт мостов как с суши, так и с воздуха. Как показала практика — пригодились и в ходе спецоперации на Украине».

Вагонные сборы

Впереди такого состава находится «подрывник» — открытая платформа, груженная мешками с песком и камнями, на случай минирования полотна. За ней следует бронелетучка типа БП-1, которая была разработана ещё в советское время, как основной боевой модуль бронепоезда. Фактически это защищённая платформа, на которую можно устанавливать какую-либо систему вооружения, это может быть танк, БМП, бронетранспортёр или крупнокалиберная зенитная установка ЗСУ-2-23. Дальше в составе обычно ставится тепловоз, в армии чаще всего используются маневровые тепловозы ТЭМ18ДМ. Кроме того, включается штабной вагон и вагоны для отдыха личного состава, а также платформы для установки артиллерийских систем или других систем вооружения.

В некоторых вариантах на бронепоезда устанавливаются танки, что существенно повышает огневую мощь состава. Также на вооружении бронепоезда могут находиться различные мобильные системы для уничтожения бронетехники и авиации противника. На его платформах размещают бронекапсулы, различные системы вооружения и технику, которая позволяет вести огонь, фактически находясь в укрытии.

Чеченский опыт

Последний раз бронепоезда активно использовались во время чеченских компаний, тогда было сформировано пять именных составов («Казбек» и «Дон», «Амур», «Байкал» и «Терек»), которые препятствовали диверсиям на железной дороге, сопровождали воинские эшелоны, проводили проверку и разминирование железнодорожного полотна.

Примерно такой же набор задач им предстоит решать и на Украине. Поездам предстоит вести патрулирование железнодорожных путей, определять их пригодность для эксплуатации, обеспечивать прикрытие ремонтно-восстановительных работ, проводить инженерную разведку путей, сопровождать военные эшелоны и грузовые составы. Более того — им поручат охрану важных стратегических объектов, в том числе железнодорожных мостов, а также других, которые находятся неподалёку от железнодорожного полотна.

Ещё послужит

Конечно, в современных условиях бронепоезд сложно назвать универсальным вооружением, в первую очередь из-за жёсткой привязки к железной дороге и, как следствие, потери мобильности и внезапности. Сложно его использовать в противостоянии с современными боевыми машинами и артиллерийскими системами.

Стоит отметить, что бронепоезда — довольно предсказуемые цели для атаки с воздуха как для боевых самолётов, так и для беспилотников, поэтому для прикрытия составов нужно создавать мощную систему ПВО. Но для них всё ещё остаются задачи, особенно на театрах боевых действий, где хорошо развиты железные дороги. Наверное, более оправданно использовать их в тылу, где действия авиации противника ограничены. В первую очередь им предстоит решать вспомогательные задачи, например, обеспечивать переброску большого количества войск или военной техники, а также выполнять различные гуманитарные миссии. При этом уязвимость бронепоездов можно компенсировать грамотным планированием и взаимодействием с другими родами войск.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах