Морское специальное судно проекта 14400 для подготовки вертолетчиков морской авиации Военно-морского флота РФ спущено на воду на Волге, на верфи в Нижегородской области. Предполагается, что в дальнейшем корабль будет направлен Ейск, где он войдет в состав 859 Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России. Этот корабль, оборудованный специальными системами, в том числе имитатором качки, позволит более качественно готовить пилотов для палубных вертолетов.
Проект корабля был разработан в Центральном КБ «Балтсудопроект», первое судно данного проекта было заложено 28 июня 2018 года. Планировался его ввод в строй в 2020 году, однако в марте 2019 года работы были заморожены, но в октябре того же года возобновились. Особенностью данного проекта является полное импортзамещение, на корабле применяются только отечественные материалы, оборудование и детали.
Полное водоизмещение корабля составляет 842 т, наибольшая длина — 66,9 м, наибольшая ширина — 12,7 м, осадка по КВЛ — 2,1 м. Полная скорость судна — 12 узлов, дальность плавания с полным запасом топлива — 500 миль, автономность — 2 суток. Ориентировочная стоимость — более 2 млрд рублей.
Как заявляет производитель, корабль предназначен для испытаний новых перспективных авиационных комплексов корабельного базирования. Речь идет как о пилотируемых вертолетах, так и о беспилотных летательных аппаратах. Основным корабельным вертолетом ВМФ РФ в настоящее время является вертолет Ка-27 и его модификации. Также морская авиация вернула транспортно-боевой вертолет Ка-29. В настоящее время на замену Ка-27-Ка-32 «Камов» разрабатывает вертолет с шифром «Минога». Также в России создаются и другие авиационные комплексы, в частности беспилотные. Так что новый корабль будет крайне востребован в процессе испытаний новых морских вертолетов или перевода новой авиационной техники в морской вариант.
На корабле также будут тестироваться перспективные авиационно-технические средства обеспечения полетов, различные радиоэлектронные средства управления авиацией и другое сложное корабельное оборудование. Такая техника крайне необходима для новых боевых кораблей и судов ВМФ, в частности авианосцев и десантных кораблей.
Текущая программа обновления корабельного состава ВМФ России сообщает о том, что практически все новые боевые корабли и вспомогательные суда оборудуются взлетно-посадочными площадками для вертолетов. Поэтому так остро и встал вопрос о массовой подготовке корабельных летчиков. Сейчас в палубную авиацию приходят выпускники Сызранского высшего авиационного училища. В 859 Учебном центре Морской авиации пилоты переучиваются на вертолеты семейства Ка-27.
Так что главной задачей морского специального судна проекта 14400 станет подготовка лётчиков Морской авиации ВМФ. Для пилотов, выполняющих полеты с палуб боевых кораблей, нужна особая подготовка. Выполнение полетов с такой ограниченной площадки — один из сложнейших и важнейших этапов подготовки палубного вертолетчика. Новый корабль позволит отрабатывать взлет-посадку на палубу днем и ночью, на ходу и на «стопе» корабля, в условиях качки.
Для отработки элементов взлета и посадки корабль получил специальную учебную платформу, оборудованную имитатором качки, который позволит более качественно готовить пилотов. Стоит отметить, что обучение летчиков на такой платформе будет гораздо дешевле, чем их подготовка на боевых кораблях.
ВМС иностранных государств использовали и используют специальные корабли для подготовки палубных летчиков. В ВМС США долгие годы служил учебный авианосец «Лексингтон». А ВМС Франции располагали учебным вертолетоносцем «Жанна Д’Арк». У Китая есть учебный вертолетоносец «Сичан». В настоящее время ВМС США для подготовки корабельных пилотов вертолетов используют учебный вертолетоносец IX 514. Он базируется в Пенсаколе (штат Флорида), где находится также крупная учебная авиабаза авиации ВМС США. Недавно и Военно-морские силы Австралии пополнились многоцелевым авианесущим учебным кораблем Sycamore.
Источник:
tass.ru