Новейшие британские бронемашины Ajax, на которые королевство потратило 5 миллиардов долларов, оказались практически непригодными к использованию. По всей видимости, разработка оказалась опаснее для самих английских военных, чем для врагов. Выяснилось, что одна из самых продвинутых в мире бронемашин из-за вибрации не может стрелять на ходу, а ее максимальную скорость приходится ограничивать до 30 километров в час, что составляет половину от того, на что она способна.
Чтобы не рисковать здоровьем военных, с ноября 2020 по март 2021 года была приостановлена эксплуатация всех бронемашин семейства Ajax. Военное руководство и производители ищут способы устранить чрезмерную вибрацию, которая появляется во время движения машины на высоких скоростях, а также другие конструктивные дефекты бронемашин. Условия внутри машины настолько некомфортные, что экипаж вынужден постоянно носить шумоподавляющие наушники, но даже со средствами защиты с трудом высиживает в кабине полтора часа. После длительного нахождения в машине у членов экипажей выявили отеки суставов, и они жаловались на постоянный гул в ушах.
#AJAX – The British Army’s first digital Armoured Fighting Vehicle… enabling ‘prototype warfare’ #FirstDigitalAFV #BritishArmy #AFV pic.twitter.com/naUVNlx1zg
— General Dynamics UK (@gduknews) October 1, 2020
Великобритания достаточно давно собралась модернизировать парк бронетехники и долго рассматривала различные варианты. На данный момент основу техники британских сухопутных войск составляют машины семейства CVR(T), создававшиеся еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Эти машины устарели и не могут полноценно решать поставленные задачи в условиях современных конфликтов. Поэтому было решено принять на вооружение несколько типов техники семейства Scout SV, получившего новое название Ajax. Программа перевооружения была одобрена в 2010 году, а заказ на 589 машин в шести вариантах был сделан в 2014 году. Первые поставки бронемашин были осуществлены в 2019 году, они должны продолжиться вплоть до 2025 года.
Разработкой проекта Scout SV/Ajax занималось английское отделение компании General Dynamics European Land Systems. В качестве основы для него был взят проект ASCOD 2, совместная австрийско-испанская разработка. Несколько сотен машин этого семейства в настоящее время эксплуатируются Австрией и Испанией. Поступившая на вооружение британской армии бронемашина Ajax — это доработанные варианты этой техники.
Основным элементом проекта Ajax является универсальное гусеничное шасси с набором бронезащиты, на котором могут монтироваться различные боевые модули, специальное оборудование и т. д. Боевая масса составляет 35-42 тонны в зависимости от оснащенности. Существуют Ajax с пушечным вооружением, бронетранспортер PMRS (Protected Mobility Recce Support) и специальный вариант PMRS для выполнения дополнительных задач, в том числе машины управления огнем и разведывательные варианты с аппаратурой для наблюдения.
Внутри корпуса размещается до трех членов экипажа и нескольких десантников или других специалистов. Машины могут собирать данные с различных средств наблюдения и датчиков, хранить их, а также передавать другим экипажам или командному пункту. Все машины семейства получили унифицированные элементы электронного оборудования. Аппаратуру предлагается строить на основе открытой архитектуры и оснащать набором необходимых элементов. Также предусматриваются места для установки боевых модулей разных типов, в том числе оснащенных дистанционным управлением.