Сводки с мест боевых действий специальной военной операции на Украине содержат информацию о широком применении боевых пикапов. Эти автомобили вооружены крупнокалиберными пулеметами, зенитными установками и используются в степях и на открытой местности, где можно вести маневренный бой. Пикапы тут же окрестили новыми тачанками. Насколько они эффективны и почему?
Боевые внедорожники
С первых дней СВО стала поступать информация о том, что на Украине батальоны националистов применяют так называемые бандер-автомобили, которые переделаны из обычных гражданских пикапов Mitsubishi L200 и Toyota. Как сообщает Министерство обороны РФ, эти машины оснащены крупнокалиберным стрелковым вооружением, автоматическими гранатометами или минометами и даже зенитными автоматическими системами, что делает пикапы весьма грозным оружием. Опыт их использования перенимается у международных террористов в Сирии.
Однако эти транспортные средства изобретены далеко не сирийскими бандитами. Подобная техника применялась почти во всех войнах на Ближнем Востоке со времен Второй мировой войны. Пикапы воевали в Афганистане и в Африке, а теперь их можно увидеть на Украине.
Предшественниками же легких грузовиков с пулеметами были пулеметные рессорные двуколки, использовавшиеся более ста лет назад на полях Первой мировой и Гражданской войн. По своему назначению и тактике использования современные пикапы похожи с тачанками.
Рождение тачанки
Впервые пулеметные двуколки и брички стали применяться бурами на юге Африки в конце XIX века во второй Англо-бурской войне 1899-1902 годов. Легкие маневренные повозки наносили англичанам заметный урон. Такие же пулеметные повозки появились в Русско-японской войне 1904-1905 годов, где при отсутствии стабильной линии фронта кавалерийские части вели маневренную войну. Правда, тогда пулемет имел массивный станок, большие колеса и перевозился как легкое орудие.
В русской армии пулеметные двуколки появились в 1910 году после принятия на вооружение пулемета Максима образца 1910 года на небольшом станке Соколова. В 1915 году в русской кавалерии создавались «летучие пулеметные команды» для борьбы с вражеской артиллерией и пехотой противника. Но настоящую эффективность тачанки показали на юге России в Гражданскую войну.
Название «тачанка» происходит от слова «тачать», то есть гнать. При перевозке пулеметов в телегах сбивались настройки прицела, из-за чего оружие приходилось заново пристреливать. Тогда для перевозки пулеметов стали реквизировать рессорные экипажи, которые использовались для личных и административных целей на юге Российской империи. А вот двуконная бричка с открытым кузовом и с хорошими рессорами защищала пулемет от тряски и позволяла ему сохранять боеспособность даже после многокилометровых маршей.
Тактика тачанок
Тактика применения тачанок была простой. Используя рельеф местности, тачанки быстрым маршем заходили во фланги противника, открывали огонь и заставляли вражескую пехоту отходить на безопасные позиции. Кроме того, тачанки могли делать глубокие обходы в тыл врага и атаковать артиллерию. Тачанки вели бой «перекатами»: когда часть мобильной группы вела огонь, другая часть переходила на новые позиции и разворачивалась для боя. Эти действия сокращали риск ответного удара артиллерией.
Такая тактика применялась войсками Махно, Буденного, Щорса и других военачальников. После Гражданской войны «конно-пулеметная тачанка (КПТ) образца 1926 года» еще многие годы оставалась на вооружении кавалерийских частей Красной армии (РККА).
Вооруженные грузовики
С ростом количества моторизированной техники в армиях мира изменились и тачанки. На Ближнем востоке, где в пустынях не было возможности сформировать протяженный фронт, выросла роль мобильных групп пехоты на легких грузовиках, оснащенных крупнокалиберными дальнобойными пулеметами. Они стали использоваться арабскими странами как для израильских войн, так и в конфликтах между собой.
Триумф новых тачанок произошел в 1987 году на завершающей стадии чадско-ливийского конфликта. Чадцы не имели тяжелой техники и в пустыне использовали партизанскую тактику с глубокими обходами позиций ливийских мотострелков и фланговыми ударами. Мобильные группы передвигались на быстрых пикапах Toyota Hilux, вооруженных зенитками. Такая тактика позволила проникать в тылы ливийских войск, уничтожать склады боеприпасов с горюче-смазочными материалами, из-за чего группировка ливийских войск была вынуждена откатиться назад. Тогда начальник штаба ВС Чада Ахмед Муса-Ми произнес легендарную фразу, что «лучше иметь на вооружении хорошую Toyota, чем танк», а серия боев в Чаде получила название «Война “Тойот”».
Пикапы в пустынях и степях
Использовались пикапы и в Афганистане. Моджахеды устанавливали на них пулеметы ДШК. Есть воспоминания, что трофейные пикапы Toyota эффективно применяла 22-я бригада спецназа для засад на караваны душманов в окрестностях города Лашкаргахе, в пустынях Дашти Марго и Регистан.
Есть пикапы УАЗ «Патриот» и на вооружении народной милиции ДНР и ЛНР. Они служат в мобильных ротах, сформированных по опыту конфликта в Карабахе для стремительных фланговых атак и заходов в тыл. Пикапы неприхотливы в обслуживании и позволяют использовать в качестве водителя любого бойца, имеющего простые автомобильные права. Пикапы имеют небольшую массу и габариты, могут быстро перемещаться в степях, отчего их роль в маневренной войне переоценить сложно.