Воздушные шары, а точнее, аэростаты, с функциями то ли метеорологических зондов, то ли разведывательных аппаратов сейчас в тренде обсуждений. Их сбивают теперь по личному указанию американского президента Байдена, как будто раньше ничего подобного не замечалось среди десятков, если не сотен подобных воздушных объектов. Сейчас их разом записали в подлежащих уничтожению шпионов, называя китайскими и не разбираясь в предназначении.
То ли шарики, то ли виденье
Командование ВВС Украины разглядело в небе над Днепропетровском некие НЛО, которые потом «идентифицировало» как российские разведывательные беспилотники и «несколько воздушных шаров с угловыми отражателями».
Тема с шарами — новомодный мировой тренд, который «взлохматили» в США после первого сбитого китайского зонда над своей территорией. И теперь гоняют истребители F-22 Raptor за всем тем, что хотя бы отдаленно напоминает «китайского болванчика» в небе, пуская по нему ракеты, как во время настоящего воздушного боя с сильным противником.
Украина не могла по определению остаться в стороне от этого «воздушного шабаша» и отыскала уже в своем небе некие воздушные шары. Китайский след для Киева не в приоритете, поэтому им нашли другую принадлежность — понятно, что не Гондураса. «Москали запустивши!» — определили принадлежность «зеленых человечков» на шарах в Киеве. Сбить-не сбили, даже толком не разглядели, заявив по принципу: «Ну, а кто еще?»
Можно надуть щеки и подтвердить очередной украинский фейк про «нашествие русской цивилизации», когда шары затмили небо Украины, но это не будет соответствовать действительности. Дело в том, что на сегодняшний день боевое воздухоплавание российской армии, мягко говоря, практически отсутствует. И перспективы его развития в большей степени пока остаются именно перспективами.
«На боевом дежурстве из средств воздухоплавания, если говорить об аэростатах и дирижаблях, у нас сегодня ничего не стоит, — рассказал aif.ru главный редактор журнала “Вестник воздухоплавания”, исполняющий обязанности руководителя комиссии по воздухоплаванию Московской области Сергей Бензин. — Существует формально специализированная воинская часть в Вольске, где складирована большая часть разработанных и созданных воздухоплавательных средств. Вероятно, что некие исследования там продолжаются и сейчас, но они не носят массовый характер.
В самом Минобороны тенденция отношений к своему воздухоплавательному флоту развивается по синусоиде — сегодня она поднимается — до уровня создания отдельной структуры с функциями налаживания производства, завтра не вписывается в Гособоронзаказ и “опускается” на землю. И даже если сейчас очевиден подъем вверх, то в реальности пока рано говорить о массовом применении аэростатов и дирижаблей, используемых в военных целях».
С большой долей вероятности можно утверждать, что украинские зенитчики, если что и видели в небе над Днепропетровском, так это не воздушные шары (аэростаты или дирижабли), а, скорее всего, некие разведывательные БПЛА. Видимо, с системой обнаружения ПВО на Украине дела обстоят гораздо хуже, чем в США, где тоже не сразу поняли, что за объекты кружат над их территорией.
Альтернатива беспилотникам в небе
Упомянутая нашим экспертом «в/ч с шарами» — это не что иное, как Вольский воздухоплавательный испытательный центр (ВВНИЦ), который в прошлом году отметил 65-летие. Его местоположение связано с расположением этого города на 52-м градусе широты — линии, пересекающей территорию России (ранее СССР) по самой широкой ее части.
Здесь проводились сотни экспериментов с использованием аэростатов и дирижаблей, многие из которых до сих пор засекречены. Еще в 1962 году было зафиксировано два рекорда — стратостат поднял гондолу на высоту 28 640 метров (это уже ближний космос), из нее десантировались два человека в рамках испытания парашютов, предназначенных для космонавтов. Один из испытателей, Петр Долгов, погиб из-за удара при катапультировании об выступающий элемент кабины, в результате чего разгерметизировался шлем. Второй, Евгений Андреев, пролетел в свободном падении 24 500 метров и благополучно приземлился. Оба были удостоены звания Героя Советского Союза.
Были в истории ВВНИЦ и курьезные случаи. В 1987 году аэростат, запущенный из полигона на Камчатке, долетел до Волги, но «не услышал» команду на посадку и проследовал дальше. Пролетел практически над Красной площадью в Москве и, израсходовав полетный ресурс, приземлился (приводнился) в датском проливе Каттегат. Ну, так, минуточку, преодолел при этом около 7 500 километров. Не рекорд, конечно, но потенциал дальности аэростатов был заложен еще в давние годы.
Сейчас, увы, о подобных случаях с использованием российских аэростатов особо не слышно. Впрочем, мы, может, о них просто не знаем, так как эти программы находятся под грифом секретности. Можно предположить, что наши «шарики» летают и, что не исключено, над территорией США в том числе. Как утверждает Бензин, высота в 40 километров для российских стратостатов, где их трудно засечь, а сбить невозможно, вполне реальна и допустима.
Скорее всего, нынешнее решение Минобороны РФ с принятием концепции развития боевой воздухоплавательной техники никак не связано со скандалом по поводу китайских шаров в небе США. Еще летом прошлого года было принято решение о создании в командовании ВКС России отдела «воздухоплавания». Нечто подобное предполагалось осуществить еще в 2016 году, но тогда «не полетело». К теме вернулись и даже составили планы развития до 2025 года, которые предполагают замену устаревших воздухоплавательных аппаратов, которые «пылятся» в Вольске (возможно, что это не единственное место их хранения). Предусмотрена также и возможность заказа новой техники, связанной с применением в воздухоплавании боевого применения.
«Аэростаты на службе в армии оставались все последнее время, — рассказал aif.ru военный эксперт, редактор журнала “Арсенал Отечества” Алексей Леонков. — Их применяли, если вспомнить последние факты, в Сирии — для обеспечения радиолокационного дозора нашей авиабазы в Хмеймиме. Аэростаты сейчас используются в большей степени как привязные, с учетом ветров, которые могут унести “шарик” в сторону. При этом перспективы развития боевого воздухоплавания видятся очень широкими. Это, помимо разведки, использование средств радиоэлектронной борьбы, перемещение грузов, в том числе средств поражения противника.
С применением аэростатов многие задачи можно решать с минимальными затратами, не подвергая риску дорогостоящую технику. За воздухоплаванием в военном деле видится большое будущее, и сейчас, насколько видно, оно начинает активно развиваться. Есть предприятия, например Долгопрудненское НПО, которое производит для армии средства ПВО — летающие “мишени”, способные сбить с толку систему противовоздушной обороны противника и устроить отвлекающий маневр».
«Перспективы боевого применения воздухоплавательных средств, несомненно, есть, — считает наш эксперт Бензин. — Остался задел прошлых лет, когда создавались аэростаты и дирижабли с достаточно большими возможностями. Все это можно реанимировать в достаточно короткие сроки. Есть наработки у энтузиастов в этой области, которые не прекращали свои исследования и создавали что-то новое и перспективное.
И в применении есть такие уже забытые варианты, как установка с помощью аэростатов противоракетных сетей, в которые могут попасть как крылатые ракеты, так и беспилотники. Много и других наработок, нужно просто их вспомнить. Среди них — дирижабль-матка, в чреве которого размещены БПЛА. Они оттуда вылетают на боевое задание, потом возвращаются для подзарядки и пополнения боезапаса. Висит такой “воздушный аэродром” в 50 километрах от передовой и безопасно обеспечивает работу десятков беспилотников. И это далеко не единственные варианты применения воздухоплавательных средств».
Как считают эксперты, именно аэростаты и дирижабли в ближайшее время будут играть значимую роль в современных военных конфликтах. И могут стать в определенной степени альтернативой беспилотным летательным аппаратам.