3516

Крутое пике. Что будет с проектом Ил-112В после катастрофы в Кубинке

Полет нового российского военно-транспортного самолета Ил-112В.
Полет нового российского военно-транспортного самолета Ил-112В. / Марина Лысцева. / РИА Новости

Утром 17 августа недалеко от военного аэродрома Кубинка разбился первый и единственный летный опытный экземпляр легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Самолет совершал 17-й полет и перелетел из Воронежа в Москву. Он был собран на авиазаводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО).

Загорелся и упал

В соцсетях быстро разошлось видео крушения, снятое очевидцем. Полет проходил на небольшой высоте, и в какой-то момент у машины начался пожар правого двигателя (ТВ7-117СТ). Машина упала в лесополосе и взорвалась.

В катастрофе погиб экипаж в составе командира, Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова и бортинженера-испытателя 1-го класса Николая Хлудеева. Именно Николай Куимов поднял Ил-112В в первый полет в апреле 2018 года, а также новую версию пассажирского Ил-114-300. Он же первым поднял новую модификацию Ил-76 — Ил-76МД90А — и выполнил программу летных испытаний «президентского» авиалайнера Ил-96-300ПУ. Всего Николай Куимов испытал более 35 типов новых самолетов.

Причину возгорания двигателя предстоит установить в ходе расследования катастрофы. Комиссию по выяснению причин катастрофы возглавит курирующий авиастроение заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров. Параллельно возбуждено  уголовное дело. 

Ил-112В должен был сменить в составе ВВС легкие военно-транспортные и пассажирские самолеты, в первую очередь Ан-24 и Ан-26, срок службы которых фактически подошел к концу. Минобороны оценивает потенциальную потребность новых самолетах в 100-200 шт. Серийные поставки планировалось начать с 2023 года и довести до темпа производства в 12 машин в год. Катастрофа в Подмосковье может изменить эти планы.

Долгострой не к добру

Этот военно-транспортный самолет является авиационным долгостроем с непростой судьбой. Проект был начат в 1990-х во времена безденежья. После 8 лет разработки, так и не закончившейся полетом, Минобороны в 2011 году решило отказаться от машины и закрыло финансирование соответствующей опытно-конструкторской работы (ОКР). Официально это было объяснено необходимостью оптимизации расходов, однако фактически военные перестали верить в то, что самолет будет когда-либо сделан, а двигатель ТВ7-117 будет доведен до  параметров мощности, которые обеспечат требуемую грузоподъемность. Двигатель ТВ7-117 — слабое место этой машины, его разработка началась еще в 1980-х. Кроме Ил-112 он устанавливается на  пассажирский самолет Ил-114-300, специальная модификация мотора устанавливается также на вертолет Ми-38.

В качестве альтернативы  Ил-112В Минобороны России рассматривало грузовую модификацию украинского Ан-140 со сборкой на заводе «Авиакор» в Самаре. Но после 2014 года украинский вариант отпал, и было принято решение возобновить проект, поскольку альтернатив ему не нашлось. 

Проект затянется

В итоге между Минобороны и ПАО «Ил» был заключен контракт на сумму 7,9 млрд руб. на завершение ОКР и постройку трех опытных машин, включая два летных экземпляра. Работы снова затянулись, и добиться их продвижения удалось только в 2017 году. Пришлось вносить значительные изменения в конструкцию машины, и первый полет состоялся лишь в 2019 году. Между первым и вторым полетами прошло 23 месяца, что было вызвано необходимостью доработки машины. Также сообщалось, что в начале 2018 года на ВАСО были заложены еще два летных экземпляра, готов также экземпляр для статических испытаний.

Ил-112В — это на сегодняшний день единственный российский лёгкий транспортный самолёт, в нем остро нуждаются российские военные, и потребность будет только расти, как рассказал главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

— Потеря летного образца значительно увеличит срок реализации этого проекта, но не остановит  его. Очевидно, что затянется программа лётных испытаний. По всей видимости, предстоит устранить множество проблем, например доработать силовую установку. В настоящее время сложно говорить о точных сроках, но движение в реализации проекта есть: достраиваются два летных образца. Очевидно, что будут продлены сроки эксплуатации самолетов Ан-24 и Ан-26, которым Ил-112В должен стать заменой, — рассказал эксперт.

Министерство обороны точно не откажется от программы Ил-112В, оно остро нуждается в самолетах такого типа, как и остальные силовые ведомства, об этом рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. 

— Возможно, придётся менять его конструкцию, дорабатывать ряд агрегатов, но проект будет завершён, в такой машине очень нуждаются в нашей стране. При этом понятно, что работы над машиной снова затянутся, — резюмировал эксперт.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах