Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, выступая на открытии Королевских чтений в Москве, заявил, что в ближайшее время начнутся летные испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Сармат». Ранее разработанный в ГРЦ имени Макеева носитель ядерных и гиперзвуковых боеголовок успешно прошел стадию бросковых испытаний на полигоне Плесецк.
Предназначение ракеты
«Сармат» — это тяжелая ракета на жидких компонентах топлива, она будет размещаться в защищенных шахтах, должна прийти на смену МБР предыдущего поколения РС-20В «Воевода» (в классификации НАТО — SS-18 «Сатана»). Ракету «Сармат» планируется оснащать гиперзвуковым боевым блоком «Авангард». По сведениям из открытых источников, части ракетных войск стратегического назначения (РВСН) с таким типом ракет развернуты в Оренбургской области и Красноярском крае.
Возможности и характеристики
Стартовая масса ракеты составляет 208 тонн с полезной нагрузкой около 10 тонн (178 тонн — топливо), это позволяет наносить удары по объектам противника на дальности до 18 тысяч километров. По боевой мощи «Воевода» и «Сармат» сопоставимы, а это значит, что штатная загрузка ядерной боеголовкой позволяет каждой ракете уничтожить территорию размером с Техас. Принципиальное отличие от «Воеводы» — возможность высокоточного неядерного удара. При скорости в атмосфере около 15 Maxов кинетическая энергия боевого блока создаст серьезные разрушения без радиоактивного заражения местности. Известно, что ее пуски будет возможно производить по суборбитальной траектории, в том числе через Южный полюс, а также в обход уже развернутых средств ПРО. Вероятно, «Сармат» располагает принципиально новыми средствами защиты и маскировки.
Когда планируется принять ее на боевое дежурство?
Главком РВСН Сергей Каракаев сообщил, что МБР «Сармат» планируется поставить на боевое дежурство в 2022 году.
Что такое бросковые и летно-конструкторские испытания?
Бросковые испытания — это фактически испытания пусковых установок, а не самой ракеты. Во время их проведения контролируется правильность отработки достаточно сложной наземной автоматики, которая должна в конечном итоге поджечь стартовый ускоритель, выталкивающий ракету из шахты на определенную высоту. После этого очень кратковременно включаются маршевые двигатели первой ступени. Всё, что расположено выше, — это не сама ракета, а ее массогабаритный макет. Основная работа на ближайший период — подготовка к полноценным летно-конструкторским испытаниям. В соответствии со скорректированной программой летных испытаний, в 2021 году должны произвести 5 пусков с космодрома Плесецк по полигону Кура, расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевой части ее массогабаритного макета.
Как проводятся летно-конструкторские испытания?
На старте, финише и на всей трассе полета МБР задействовано большое количество измерительных приемных пунктов: оптических, радиолокационных, телеметрических. В районе финиша происходит регистрация быстроменяющихся (микросекундных) процессов с целью оценки работы автоматики боевого блока. Регистрация производится на атмосферном приземном участке вплоть до падения боевого блока на землю. Для этого в воздух поднимаются самолеты с регистрирующей аппаратурой, им задаются коридоры для барражирования, чтобы исключить опасность столкновения с боевым блоком или ракетной ступенью. Вся эта огромная система должна работать четко, синхронно и без сбоев на участке протяженностью в 12-14 тыс. километров.
Где будут производить ракету?
К серийному производству новых МБР «Сармат» готовятся на Красноярском машиностроительном заводе, производство ракет пройдет в широкой кооперации с другими заводами, КБ и ядерно-оружейными центрами России. А параллельно с этим в том же Красноярском крае, в районе Северо-Енисейского поселка, создается специальный полигон для летно-конструкторских испытаний «Сармата».
Гражданское применение
Разработчики «Сармата» уверяют, что при минимальной доводке ракету-носитель можно будет использовать и для запуска гражданских космических аппаратов.
Эксперт в области стратегических вооружений Владимир Евсеев рассказал «АиФ», что бросковые испытания «Сармата» были важным этапом создания этой ракеты:
«Эта тяжелая ракета шахтного базирования, для которой крайне важен процесс непосредственного выхода ракеты со стартовой позиции. Теперь предстоят летно-конструкторские испытания, в советское время предполагалось 10 испытательных пусков, теперь их количество сокращено в два раза. Важно, чтобы они прошли без сбоев, тогда ракета будет принята в опытно-боевое дежурство. Это значит, что фактически она будет дорабатываться уже непосредственно в войсках».