Какой транспорт стоит на учете в военкоматах?
Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки в Российской Федерации со времен СССР. Существующий закон о мобилизации опирается на опыт XX века и предусматривает в случае крайней необходимости привлечение для нужд армии транспортных средств, принадлежащих частным и государственным компаниям, а также личных автомобилей граждан. И чтобы систематизировать и упростить мобилизацию гражданской техники, уже почти 80 лет транспорт подлежит воинскому учету. Как это делается и при каких условиях он может понадобиться военным?
Только в военное время
В соответствии с указом президента РФ № 1175, а также с Федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации», многие виды гражданских транспортных средств подлежат воинскому учету. Если раньше военная регистрация проводилась собственниками, которые были обязаны поставить на учет в военкомате свои мотоциклы и внедорожники, то теперь этот процесс автоматизирован. Сведения поступают в электронном виде из единого государственного реестра. Поэтому в случае формирования новых воинских подразделений сотрудники военных комиссариатов знают, у кого и по какому адресу можно заимствовать технику.
Но действовать эти меры могут только с введением военного положения и в соответствии с поступающими приказами Генерального штаба РФ. Сейчас боевые действия на Украине имеют статус «Специальной военной операции», поэтому пока ни о какой мобилизации гражданских транспортных средств речи не идет.
Армия может привлекать для своих нужд гражданский транспорт только в условиях прямой угрозы безопасности государства. При этом дело не ограничивается легковыми автомобилями или грузовиками. В соответствии с федеральным законом «О мобилизационной подготовке», для нужд армии может привлекаться железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный транспорт, суда рыбопромыслового флота, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Мобилизовать могут транспорт не только учреждений и организаций, но и частных граждан. Военно-транспортная обязанность не распространяется только на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
Автомобильный транспорт
Министерство обороны приказом № 151 утвердило Перечень транспортных средств, подлежащих воинскому учету в качестве резерва для Вооруженных Сил РФ. На воинском учете со времен СССР традиционно числятся все гражданские внедорожники. Сейчас они выделены в категорию транспорта М1G. Это пассажирские машины повышенной проходимости, имеющие, помимо места водителя, не более восьми пассажирских мест. К ним можно отнести пикапы, рамные внедорожники, кроссоверы и полноприводные минивэны по типу УАЗ «Буханка».
В соответствии с законом о мобилизации, воинскому учету подлежит категория M2. В нее входят пассажирские ТС, имеющие, помимо места для водителя, более восьми мест для пассажиров. Их максимальная масса может достигать 5 т.
Подлежат учету и такие категории, как:
- M3 — автобусы с массой выше 5 т;
- N — это грузовые автомобили максимальной массой от 3,5 до 12 т;
- O — это прицепы с допустимой массой от 0,75 т до 10 т.
Сюда же попадают специализированные транспортные средства, а именно:
- автокраны и лесовозы;
- автомобили скорой медицинской помощи;
- самосвалы;
- цементовозы;
- эвакуаторы;
- пожарные автомобили;
- транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
- фургоны инкассаторов для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
- «автозаки» и прочие виды грузовиков.
Все они могут понадобиться армии в случае объявления военного положения.
Однако не факт, что они будут мобилизовываться в обязательном порядке. Закон лишь разрешает делать это в случае крайней необходимости, да еще и при компенсации их стоимости собственникам.
Тракторы и строительные машины
Помимо грузовиков, автобусов и внедорожников, на учете в военкоматах стоят тракторы. Это могут быть колесные сельскохозяйственные или гусеничные промышленные, лесные и мелиоративные тракторы с двигателями мощностью не менее 50 лошадиных сил, а также прицепы и полуприцепы всех видов. В эту категорию входит и спецтехника, такая как бульдозеры, газонокосилки, погрузчики, снегоочистители, буровые вышки, электростанции и агрегаты электропитания. Вся эта техника может понадобиться военным инженерам.
Другие машины и механизмы
Зарегистрированы в военных комиссариатах и специальные машины, такие как бронеавтомобили, бронетранспортеры, вездеходы, гусеничные, колесные и шнековые снегоходы, болотоходы.
Армия может мобилизовать даже личные снегоходы и прицепы к ним, а также квадроциклы, в том числе и легкие.
Правда, мобилизация этого транспорта происходит только после объявления военного положения и после особых распоряжений Генерального штаба ВС РФ.
Более того, со времен СССР прошло много времени, и Министерству обороны проще разместить заказ на внедорожники или на снегоходы непосредственно у производителей, чем заимствовать их из гражданской сферы. Мощности заводов позволяют быстро обеспечить военный заказ. Исключение составляют случаи, когда транспорт заимствуется армией непосредственно на театре боевых действий.