Как советские беспилотники «Стриж» превратили в дроны-камикадзе?
Эксперты заявляют, что использованные Украиной беспилотники Ту-141 «Стриж» были модернизированы в прошлом году при участии специалистов корпорации США Raytheon Technologies. Фактически теперь они представляют собой гибрид инженерной мысли советских инженеров и американских.
Российские эксперты заговорили о «Стрижах» с момента атаки этим аппаратом аэродрома в Энгельсе. Также уже в 2023 году появились кадры подбитого беспилотника — на них по оборудованию распознается старый советский Ту-141 «Стриж».
Такие беспилотники собирали на Харьковском авиационном заводе в 80-х годах. Всего было выпущено 152 самолета, но сколько из них в руках ВСУ, неизвестно.
Украинская армия сформировала свое подразделение, базирующееся в Одесской области, 321-ю отдельную эскадрилью БПЛА, использующую «Стрижи». На момент разработки их оснастили самым современным оборудованием — видеокамерами, фотоаппаратами, датчиками. Разумеется, сейчас они устарели. После развала СССР дроны использовались в качестве мишеней для тренировок расчетов ПВО ВСУ.
Однако эксперты утверждают, что модифицировать советские Ту-141 «Стриж» не удалось бы без доступа к наработкам американских инженеров. Надо сказать, что они и ранее применялись в ходе боевых действий, правда, с меньшей точностью. Например, один аппарат вовсе вышел из-под контроля и упал на территории Хорватии.
Чтобы применить «Стриж» дальней дистанции, его серьезно модифицировали. По мнению экспертов, его оснастили современной инерционной навигационной системой, корректировкой по спутниковым координатам, высотомером и продвинутым полетным контроллером. Скорее всего, их также оснастили автопилотами и новыми камерами. В оригинальной версии «Стриж» садился на землю с помощью парашюта, но, очевидно, эта опция дрону-камикадзе не нужна.
Учитывая, что задача дрона-камикадзе упасть на выбранную цель, такой выбор аппарата вполне закономерен. Во-первых, не нужно производить ничего нового, улучшить же старое гораздо проще и дешевле. Во-вторых, отличная возможность утилизовать то, что вскоре совсем устареет.
Масса «Стрижа» — чуть более 5 тонн, длина более 14 метров, размах крыльев — почти 4 метра. Максимальная скорость «Стрижа» — 1110 км/ч, практический потолок — 6 км, дальность — 1000 км. Для запуска применяют установки со специальным прицепом.