В 2021 году войска радиоэлектронной борьбы (РЭБ) проведут в округах несколько уникальных учений. Задача подразделений — научиться создавать специальные зоны, полностью недоступные для крылатых ракет, высокоточного оружия и беспилотников противника. В ходе маневров будут ставиться различные типы электронных помех, а также сбивать ракеты и беспилотники с помощью систем противовоздушной обороны. А уже в следующем году аналогичные маневры повторят в масштабе страны. АиФ.ru разбирался, что за зоны и действительно ли они обеспечат защиту объектов.
Потеря потерь
Создание помех спутниковому сигналу — один из эффективных способов заставить ракету потеряться в пространстве и промахнуться мимо цели. Дроны еще более уязвимы для глушения спутниковых навигационных систем, чем ракеты — в случае потери связи они будут крутиться почти на месте, а потом упадут, когда закончится запас топлива или энергии.
Россия обладает большим арсеналом средств РЭБ, которые способны дезориентировать различные типы вооружения. По данным Минобороны, с 2012 по 2020 год на снабжение приняли более двух десятков новых образцов техники РЭБ. Есть среди них и новинки, радиус действия которых составляет несколько сотен километров.
Для противодействия и дронам, и управляемому оружию предназначены перспективные комплексы «Поле-21». Они подавляют все основные зарубежные системы спутниковой навигации, включая американскую GPS NAVSTAR и китайскую Beidou в радиусе десятков километров. При использовании нескольких станций помех эта зона может быть расширена. Ее конфигурацией можно гибко управлять, убирая помехи в одном районе и устанавливая в другом. Попавшие в нее беспилотники теряют способность ориентироваться и выполнять свои боевые задачи.
Для подавления оперативно-стратегической связи в штабах противника между боевыми кораблями и самолетами предназначены комплексы «Мурманск-БН». Их дальность действия достигает 5 тыс. км. Комплекс уже внедряется во все межвидовые группировки сил в военных округах и на Северном флоте.
Проверено на войне
В существование таких умений российских подразделений РЭБ заставляют легко поверить несколько фактов.
С началом операции Российской армии в Сирии было объявлено, что на территории воюющей республики используются системы подавления навигации, которые борются с сигналами GPS. Первоначальной их задачей была борьба с беспилотниками, которые приноровились использовать террористы. На военных базах над Тартусом и Хмеймимом был создан купол радиоэлектронной борьбы, защищающий от атак беспилотников боевиков.
Однако на фоне этого звучали заявления представителей Пентагона — они обвиняли Россию в том, что ее военные в Сирии применяют средства радиоэлектронной борьбы, мешающие работе их боевой авиации. Об этом американские военные заявляли неоднократно. Пентагон регулярно жалуется, что российские средства РЭБ «Красуха-4», «Житель» и «Самарканд», задействованные в Сирии, создают неудобства американским пилотам. Из-за них якобы происходили сбои системы навигации и управления у американских разведывательных беспилотников, транспортников АС-130 и вертолетов Apache, которые не раз приходилось аварийно сажать в опасных районах.
Впрочем, жаловались не только американцы. Израильские лётчики периодически заявляли, что сталкиваются со сбоями сигнала GPS. По их мнению, им противодействует комплекс «Москва».
В 2018 году Россию обвинили в причастности к атакам на системы GPS на севере Финляндии и в Норвегии, которые якобы имели место в период активной фазы учений НАТО. Финские власти заявляли, что во время учений, проходивших с 25 октября по 7 ноября, были зафиксированы атаки на системы навигации, что осложнило работу военной техники и гражданской авиации.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев считает, что технически проект «закрытых зон» реализуем.
«Возможно ли создать недоступные для полетов зоны в принципе, можно будет понять только на практике. Слишком много факторов на это влияет — дальность действия техники, ее параметры. Понятно, что технические средства противодействия РЭБ тоже не стоят на месте — появляются новые разработки, позволяющие обходить помехи. Но теоритически ничего нереального в данном проекте нет».