Российское конструкторское бюро «Малахит» начало разрабатывать два проекта многоцелевых малых подводных лодок: атомную «Горгону» и малую неатомную подводную лодку (НАПЛ) «Сервал». АиФ.ru выяснил, что известно об этих субмаринах.
Производитель сообщает, что разработка проходит в инициативном порядке, в настоящее время уже сформированы технические предложения, а также определен облик двух субмарин. Это сменно-модульная конструкция размещения полезной нагрузки, в которую входят вооружение, средства самообороны, групповые подводные средства движения и необитаемые подводные аппараты. Комплектация будет зависеть от конкретных задач и определяться перед выходом в море.
Подводная лодка «Горгона», как и все корабли с атомными установками, является практически полностью засекреченным проектом. Никаких данных о характеристиках и предназначении этого аппарата нет. По мнению экспертов, она может быть модернизацией или продолжением проекта «Лошарик». В 2019 года на этом атомном глубоководном аппарате, находившемся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание. При пожаре погибли 14 моряков-подводников.
Чуть больше известно о подводной лодке П-750Б «Сервал». Это первая субмарина с двигателем, которому для работы не нужен кислород. Следовательно, он не нуждается в захвате воздуха. Длина — 66 метров, ширина — 7. Дальность плавания — 4,3 тысячи миль, автономность — 30 суток. Подлодка будет нести крылатые ракеты «Калибр», а также торпеды, мины.
Бюро «Малахит» раньше уже занималось разработкой малых подводных лодок. Оно разработало малую подводную лодку прибрежного действия «Пиранья», ее модифицированную версию «Пиранья-Т», а также малые субмарины П-550 и П-650Э. Их водоизмещение варьируется от 220 до 720 кубических метров, а предельная глубина погружения — от 200 до 300 метров. Самая медленная из мини-подлодок «Малахита» — «Пиранья» — плавает со скоростью 6,6 узла, а самая быстрая — П-550 — со скоростью 15,5 узла.
Малые подлодки могут участвовать в диверсионных операциях и незаметно подходить ближе к объектам противника, чем это удаётся большим дизель-электрическим и атомным подлодкам. У них есть и другие преимущества. Например, их можно быстрее и дешевле строить и перевозить по железной дороге или самолетом, в то время как большие суда самостоятельно следуют в нужную точку.
Небольшие подводные лодки нужны не только военным, но и исследовательским организациям и береговым службам.